Понятие, особенности, состав, условия предоставления финансовой помощи

Финансовую помощь нуждающимся странам оказывают как зару­бежные государства (преимущественно развитые), так и международ­ные организации (преимущественно МВФ и Международный банк реконструкции и развития — МБРР).

Помощь, оказываемая в виде услуг, называется технической, а в виде поставок продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости — гумани­тарной. От подобной помощи обычно отделяют военную помощь (в виде поставок вооружений и др.).

Для отличия финансовой помощи от коммерческих займов, кре­дитов и ссуд применяют понятие «грант-элемент».

Грант-элементом называется показатель, используемый для определения уровня льготности различных заимствований; он устанавливает, какую часть пла­тежей в счет погашения долга недополучит кредитор в результате предоставления займа (кредита, ссуды) на условиях более льготных, чем коммерческие.

При этом условно считается, что при предостав­лении займа (кредита, ссуды) на коммерческих условиях кредитор получает доход на ссужаемый капитал в размере 10%.

Грант-элемент рассчитывается по следующей формуле:

где Egr — грант-элемент; Bi — фактические платежи в счет погашения долга в i-м году; А — объем предоставленного займа (кредита, ссу­ды); г — процентная ставка коммерческих банков (обычно принимае­мая равной 10%); t — срок займа (кредита, ссуды).

К финансовой помощи относят те займы, кредиты и ссуды, в ко­торых грант-элемент составляет не менее 25%. Безвозвратные займы называют грантами.

Для наименее развитых стран финансовая помощь стала одним из главных источников их финансовых ресурсов. Если в 1980 г. она составляла 4% по отношению к ВВП этих стран, то в середине 90-х годов — более 12%, обеспечивая значительную часть капитало­вложений и государственных расходов, а в некоторых из них став основной частью этих расходов.

Большинство остальных стран полу­чают меньше внешней помощи, хотя есть немало исключений: так, если для Азербайджана, Албании, Армении, Грузии, Киргизии внеш­няя помощь в середине 90-х годов означала добавку к их ВВП в размере 4—10%, то для Монголии — 28%.

Для таких развивающихся и постсоциалистических стран, как Индия, Китай и Россия, внешняя помощь обычно составляла менее 1—2% к их ВВП.

Для этих гиган­тов, а также для стран со средним по мировым стандартам уровнем развития намного большее значение имеют внешние заимствования на мировом финансовом рынке и приток иностранных прямых и портфельных инвестиций.

Предоставление помощи обычно (но не всегда) связывается с вы­полнением различных условий.

Так, страны — получатели помощи от МВФ и МБРР должны согласовывать свою экономическую полити­ку с рекомендациями этих организаций.

Искать на сайте

Забавное фото

1249573666_fotoprikol_092.jpeg
Яндекс.Метрика