Понятие, получатели, назначение, содержание государственных гарантий и поручительств

 

Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

Под государственной или муниципальной гаранти­ей в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения граж­данско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федера­ция, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом — полу­чателем гарантии — своих обязательств перед третьими лицами пол­ностью или частично.

Получателями государственных (муниципаль­ных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица.

Назначение гарантии — обеспечение исполнения обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность допол­нительно к ответственности должника по гарантированному им обя­зательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.

Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав го­сударственного (муниципального) долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. В зависимости от валюты, в кото­рой предоставляются государственные гарантии, они включаются в состав государственного внутреннего или внешнего долга. При ис­полнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг гаранта, что от­ражается в отчете об исполнении бюджета.

Государственные (муниципальные) гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, после проверки финансового со­стояния получателя гарантии. В договоре о предоставлении гарантии указывается обязательство, которое ею обеспечивается. Срок гаран­тии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

В законе (решении) о бюджете соответствующего уровня на оче­редной финансовый год устанавливается верхний предел общей сум­мы государственных (муниципальных) гарантий, а также перечень гарантий, размер которых превышает: один миллион МРОТ по госу­дарственным гарантиям Российской Федерации в валюте РФ; 10 млн долл. США по государственным гарантиям РФ в порядке обеспечения обязательств в иностранной валюте; 0,01% расходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования.

Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга. Задолженность возникает в этом случае не в момент предоставления гарантий, а лишь в случае возникновения неплатежа. Давая гарантии, государство берет на себя риск непога­шения или несвоевременного погашения всей (или части) суммы займа и процентов по нему. При благополучно складывающейся конъюнктуре реальная сумма долга может и не возрасти.

В мировой практике государство гарантирует займы местных ор­ганов управления, национализированных предприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а также кредиты бан­ков, предназначенные для муниципального жилищного строительст­ва, экспортные кредиты и операции.

В последнем случае государство берет на себя риски не только экономического характера (задержка платежа, неплатежеспособность должника), но и политического (не­платежи в результате революции, национализации и т. п.).

Гаран­тии — это форма государственного регулирования в условиях неус­тойчивости экономической конъюнктуры, обострения конкурентной борьбы, поэтому операции такого рода постоянно расширяются.

Деятельность Российской Федерации как гаранта сводится к сле­дующим направлениям.

Прежде всего государство традиционно высту­пает гарантом по вкладам населения в Сберегательном банке.

При этом государство гарантирует восстановление и обеспечение со­хранности денежных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательном банке РФ и в организации государственного страхо­вания Российской Федерации по договорным (накопительным) вкла­дам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

Такого рода сбережения признаются государственным внутренним долгом РФ. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производится путем перевода их в целевые долговые обя­зательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных хозяйственных обществ и групп, стимулируя, в частности, их создание и деятельность путем привлечения различного вида инвестиционных ресурсов.

Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государст­венный долг Российской Федерации — еще одна форма долговых обя­зательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1302792638_pod-_58.jpeg
Яндекс.Метрика