Понятие, признаки, виды, источники и формы образования финансовых ресурсов

 

Финансы являются частью экономических отношений в об­ществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распреде­ление и перераспределение стоимости с помощью финансов соп­ровождается движением денежных средств в форме доходов, пос­туплений и накоплений, составляющих в совокупности финансо­вые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

При широком использовании термина «финансовые ресур­сы» толкование его различно. В России он впервые был приме­нен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребнос­тей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от ма­териальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким об­разом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ре­сурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствова­ния. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычле­нить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финан­совые ресурсы не могут быть вне отношений собственности.

И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, отно­сится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественно­го воспроизводства части денежных доходов и накоплений насе­ления.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различно­го рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов - они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, со­циальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и ис­пользуемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворе­ние других общественных потребносте.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято от­носить стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования будут оказывать влияние: сфера деятельности (матери­альное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммер­ческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации), организационно-правовая форма, отраслевые особен­ности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денеж­ные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственнос­ти или распоряжении организации и предназначенные для выполне­ния финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирова­ния работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

- выручка от реализации продукции, работ и услуг;

- выручка от прочей реализации (например, выбывших ос­новных фондов, производственных запасов и т.п.);

- внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиден­ды и проценты по ценным бумагам и др.);

- бюджетные средства;

- средства, поступившие в порядке перераспределения фи­нансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных струк­тур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализа­ционных мероприятий, амортизационные отчисления, резерв­ные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование креди­том, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капи­тальных вложений, увеличение оборотных средств, финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов), матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации. Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

• взносы учредителей и членские взносы;

• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

• бюджетные средства;

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

• прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреж­дений) и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией поме­щения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность мо­гут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у кото­рых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

- налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

- неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

-  безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

-  другие доходы.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономичес­кой, социальной, управленческой, укрепления обороноспособ­ности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важ­ные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государ­ственного и муниципального управления, укрепления оборонос­пособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осу­ществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресур­сах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих рас­ширенное воспроизводство. При формировании и использова­нии их финансовых ресурсов используются как фонды многоце­левого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют, следующие черты:

· это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;

· в результате обособления денежный фонд начинает функ­ционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность от­носительна, происходит постоянное пополнение и использова­ние средств;

· всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;

· имеет правовое обеспечение, в котором регулируются воп­росы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Фор­мирование обособленно функционирующих финансовых фон­дов с четкой регламентацией порядка их формирования и ис­пользования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее уп­равлять ими и облегчает контроль за их формированием и ис­пользованием. Однако если ранее фондовая форма была основ­ной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государ­ственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды.

Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламен­тирована государством. Порядок использования финансовых ре­сурсов коммерческими организациями определяется их учреди­тельными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм.

Часть ресурсов субъектов хозяй­ствования может быть направлена на образование фондов целе­вого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов).

Использование финансовых ресурсов на вы­полнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банковскими учреждениями, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуще­ствляется в нефондовой форме.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1311861790_noch-020.jpeg
Яндекс.Метрика