Понятие, сущность, цели, задачи и способы управления государственным кредитом

 

Управление государственным кредитом — одно из направлений фи­нансовой политики государства, связанное с обеспечением его дея­тельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным кредитом — это совокуп­ность действий государства, связанных с обслуживанием и погашени­ем государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулирова­нием рынка государственного кредита.

Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабаты­вают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным кредитом направлено на достиже­ние экономических, социальных и политических целей, которые оп­ределяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны.

В числе основных экономических це­лей — обеспечение экономической стабилизации и роста производст­ва, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; со­циальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности.

Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государствен­ным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как пока­зывает мировая практика, во многом определяет не только экономи­ческую независимость страны, но и сохранение ее национального су­веренитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным креди­том в России:

а) минимизация стоимости дол­га для заемщика;

б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

в) усиление инвестиционного характера займов;

г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

е) определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важ­нейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную поддержку, а несвоевремен­ность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкции. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и пога­шение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата ус­луг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является свое­временное получение доходов и погашение займа, расчет по основ­ной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значи­тельного роста государственной задолженности и бюджетного дефи­цита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

К таким способам традиционно относят рефи­нансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигации по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование — это погашение старой государственной задол­женности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (по­нижение — в целях снижения расходов по управлению государствен­ным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных зай­мов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предпола­гает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облига­ции нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращаю­щихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокраща­ет расходы государства по обслуживанию долга. Унификация госу­дарственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах рас­четы по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облига­ций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отно­шении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обяза­тельств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолжен­ности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России —изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоя­тельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задол­женности, как наиболее гибких и адекватных современному состоя­нию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвида­ции части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансо­вые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие  варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, ос­ваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие мес­та, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имею­щие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминие­вая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас вы­пускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предпри­ятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответст­вии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законода­тельное установление таких налоговых льгот для инвесторов — дер­жателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осу­ществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом слу­чае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой прак­тике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлека­тельному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть на­правлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и дохода­ми от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении ус­тановленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дискон­том на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный ком­мерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, соглас­но которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолжен­ности весьма распространен в современных условиях. Под реструк­туризацией понимается погашение долговых обязательств с одновре­менным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обяза­тельств с установлением иных условий обслуживания долгов и сро­ков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществле­на с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Многие из описанных приемов нашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как:

а) реструктуризация облигационных займов в облига­ции с более поздним сроком погашения;

б) ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей;

в) использование различ­ных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам;

г) привлечение кредитов банков для платежей  по облигациям;

д) прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты и т. п.;

е) выкуп своих обязательств с дисконтом;

ж) досрочный выкуп своих обязательств.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государст­венным долгом. Право осуществления государственных внешних за­имствований Российской Федерации и заключения договоров о пре­доставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) при­надлежит Российской Федерации или от ее имени — Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

Право осуществлять государственные внеш­ние заимствования первоначально имели и субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. На данный момент введен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ (для муниципалитетов они и не были предусмотрены) — соответствующая поправка к Бюджетно­му кодексу вступила в действие с 1 января 2002 г.

Предельный объем государственных внешних заимствований Рос­сийской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются про­граммы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или пре­доставленных кредитов.

В стране вводится единая система учета и регистрации государст­венных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внеш­него долга РФ (Государственная долговая книга Российской Феде­рации) возложена на Минфин России.

Все названные инструменты и методы призваны обеспечить эффективное управление государст­венным долгом.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1301928309_1300147928_creo_67.jpeg
Яндекс.Метрика