Понятие, виды, роль и недостатки государственных ценных бумаг

 

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущен­ные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования го­сударственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в не­оплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных стра­нах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США — 70, в Великобритании — 90%.

Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно раз­нообразен и включает облигации, казначейские векселя и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации.

Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — это долговая цен­ная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) га­рантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации выпускаются, как правило, на доста­точно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государст­ва. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по го­сударственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эми­тентов.

По степени надежности облигации правительства и облига­ции, гарантированные им, стоят на. первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных об­ществ.

Облигационные займы классифицируются по различным признакам:

по виду эмиссиина предъявителя и именные (облигации го­сударственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);

по виду выплат дохода — на процентные и беспроцентные об­лигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигры­шей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение опре­деленного товара или услуги (например, по целевым займам — теле­фонным, жилищным и т. п.);

по характеру обращения — на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыноч­ные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепро­даваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут сво­бодно переходить от одного владельца к другому (например, сберега­тельные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распро­страняются только среди населения и перепродаже не подлежат);

по характеру держателей ценных бумаг — на реализуемые толь­ко среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительствен­ных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определенное время (обычно че­рез год) со дня их выпуска;

по срокам погашения — на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в от­ношении которых срок погашения не определен, а их владелец полу­чает проценты до тех пор, пока держит их;

по методам размещения — на добровольные, размещаемые по подписке,  и  принудительные.   Облигации добровольных займов  сво­бодно продаются и покупаются на фондовом рынке.  Принудитель­ные займы размещаются согласно постановлению  правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;

по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);

в зависимости от эмитентаоблигации, выпускаемые цен­тральным правительством, субъектами Федерации и местными орга­нами власти.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бу­магам наряду с субфедеральными обязательствами.

Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облига­циям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строи­тельства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации по­крываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались,— эстакад, мостов, жилых домов и т. п. Для инве­сторов это более привлекательный финансовый инструмент.

Казначейский вексель — основной вид краткосрочных государст­венных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 меся­цев (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких не­дель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государст­венными финансовыми органами.

Особое место в системе государственных займов занимают цен­ные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитен­том в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жи­лищного кредита в США, облигации федеральной почты и облига­ции федеральной железной дороги в Германии и т. п.

Государственные ценные бумаги занимают определенное место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в обществен­ном производстве. Прежде всего они выполняют фискальную и эко­номическую функции. Фискальная функция заключается в мобилиза­ции временно свободных денежных средств юридических и физиче­ских лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства. Фискальная функция обусловливает экономиче­скую — привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать те­кущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).

Государственные ценные бумаги — важнейший финансовый инст­румент рыночной экономики. Роль их принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально государственные ценные бу­маги использовались главным образом для покрытия бюджетного де­фицита, вызванного чрезвычайными расходами, связанными с война­ми, стихийными бедствиями и другими аналогичными событиями.

Постепенно их выпуск приобретает экономическую направленность и они начинают играть существенную роль в государственном регу­лировании национальной экономики и денежного обращения. Так, Россия выпустила свои первые государственные ценные бумаги в 1769 г. для покрытия расходов в войне с Турцией. Затем все чаще государственные ценные бумаги (государственные займы) выпуска­лись на инвестиционные нужды — развитие производства, инфра­структуры (например, строительство железных дорог), решение задач городского хозяйства.

В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государ­ственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводит­ся денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макро­экономические процессы.

Так, с помощью операций на открытом рын­ке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увели­чить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бу­маги; наоборот —при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излиш­нюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумага­ми обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предо­ставляемому Центральным банком правительству, по ссудам Цен­трального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляе­мым предприятиям коммерческими банками.

Это уникальный инструмент организации государственных зай­мов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и пога­шение задолженности по государственным займам — так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансо­вой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и пер­спективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.

Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в эконо­мической и политической жизни страны.

В то же время государственные ценные бумаги, по мнению ряда спе­циалистов, обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кре­дитного рынка; содержат возможность принудительного размещения зай­мов (например, российские займы военных времен); в случае нерегули­руемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид.

В Российской Федерации порядок выпуска государственных и муниципальных займов регламентируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Феде­ральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также соответствующими законодательными актами субъ­екта Федерации или муниципального образования.

Государственными признаются ценные бумаги, которые эмитиру­ются или гарантируются государством. Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производстве, но и особен­ности эмиссии, обращения и регулирования.

От имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение феде­рального бюджета; в России — это Министерство финансов. Эмитен­тами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципаль­ных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

В качестве агента Министерства финансов часто выступает Цен­тральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить опреде­ленные инвестиционные институты или банки выступить официальны­ми дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государствен­ных бумаг. Он же либо по его усмотрению иная уполномоченная организация выполняют функции депозитария, включая функцию по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет прав различных организаций на эти облига­ции. Функции субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облига­ции федеральных займов по счетам «depo» депонентов (инвесторов).

Распространяются облигации внутренних государственных зай­мов, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов — также и через фондовые биржи.

Функции по проведению государственной политики РФ в облас­ти рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональ­ных его участников через определение порядка их деятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумаг осуществ­ляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

Можно выделить следующие виды основных федеральных долго­вых  обязательств:

облигации федеральных займов с постоянным купонным дохо­дом (ОФЗ — ПД) имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, а также в целях оплаты участия в уставном капита­ле кредитных организаций;

облигации федерального займа с фиксированным купонным до­ходом (ОФЗ — ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода;

государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Разме­щаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Москов­ской межбанковской валютной бирже (ММВБ);

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сро­ком обращения 1 год. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, вы­плачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по послед­ней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ — ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;

облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); вы­пускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Мини­стерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;

государственные жилищные сертификаты (ГЖС); являются до­кументарными именными необращаемыми ценными бумагами и эми­тируются по решению Правительства РФ для граждан РФ, лишив­шихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бед­ствий. Номинированы в квадратных метрах жилой площади. Срок предъявления к погашению — 1 год с момента выдачи;

государственные   долгосрочные   облигации   (ГДО).   Выпущены 1 июля 1991 г. со сроком обращения 30 лет, т. е. до 1 июля 2021 г. Вы­пускаются в бланковом виде с набором купонов; купонный доход—15% от номинала облигации, выплачивается один раз в год — 1 июля;

облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономиче­ской деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа—доллары США. Номинал облигации — 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска — 7885 млн долл. пятью се­риями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн долл. и на 3500 млн долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка — 3% годовых выплачивается один раз в год.

В дальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в на­правлении совершенствования и расширения инструментов заимство­вания в сторону удлинения сроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов.

Особую активность на рынке облигационных заимствований РФ проявляют субъекты Федерации и местные органы власти. В россий­ской истории заимствования местных органов власти (городских, земских) известны достаточно давно. Первый муниципальный инве­стиционный заем в Российской империи был осуществлен в 1871 г. в г. Ревеле (Таллине) на сумму 50 тыс. руб. сроком на 34 года, а уже в период с 1901 по 1910 г. их было выпущено на 286 млн руб.

Доходность муниципальных облигаций составляла 3—7% годовых, сроки заимствований были в пределах 35—40 лет. Средства от зай­мов направлялись и основном на развитие городского хозяйства (строительство городских электростанций, мощение улиц, прокладку трамвайных путей и т. п.). Наиболее крупные российские муници­пальные займы котировались на фондовых рынках Западной Евро­пы. Только Москва в последнее десятилетие XIX в. разместила за рубежом 12 облигационных займов. К началу 1917 г. общая сумма муниципальных займов российских городов достигла 725 млн руб. Декретом СНК РСФСР от 9 октября 1919 г. ин­ститут муниципальных займов был аннулирован.

Современный рынок субфедеральных займов начал складываться в 1992 г., когда были зарегистрированы первые займы администрации Хабаровского края, Нижегородской области, Пушкинского района Мос­ковской области и Пермской области.

Обращение к такому финансово­му инструменту было обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, период начала 90-х годов XX в. был связан с оформлением политиче­ского и экономического устройства России, обретением реальной эко­номической самостоятельности территориальными образованиями суб­федерального уровня, получением ими возможности привлекать средст­ва иных бюджетов, коммерческих банков в виде ссуд или же путем выпуска займов на инвестиционные цели.

Кроме того, существенно со­кратились возможности государственного финансирования бюджетов всех уровней, а стагнация, растущий внутренний и внешний долг, ин­фляционные процессы привели к сужению федеральных кредитных возможностей и неизбежности выхода территорий на рынок облигаци­онных заимствований. Оживлению облигационного рынка способство­вало также введение в 1996 г. Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе», согласно которому мест­ным органам власти запретили выпускать и гарантировать векселя.

Всего в период с 1992 по 1997 г. было выпущено 466 региональ­ных и муниципальных займов на сумму 49,5 млрд руб. В займах приняли участие почти 80 субъектов Федерации и 50 муниципаль­ных образований. Доля облигационных займов в структуре общих заимствований регионов и муниципалитетов в 1998 г. превысила 30%. К моменту кризиса 1998 г. 12 регионов имели разрешение на эмиссию еврооблигаций, но воспользовались им лишь Москва (3 вы­пуска), Санкт-Петербург и Нижегородская область.

Кризис 1998 г. нанес серьезный удар по финансовому рынку Рос­сии. Он привел к ряду дефолтов регионов, невозможности обслужи­вать займы за счет собственных ресурсов. Причинами этого стало снижение бюджетных доходов, отсутствие возможности рефинанси­ровать долг в силу кризиса доверия и падения котировок займов, а также резкого роста их доходности.

Этому способствовало и то, что часть средств резервных фондов для погашения субфедеральных об­лигаций была размешена администрациями районов в ГКО — ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократил финансовые возможности региональных властей. Лишь три субъекта Федерации — Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область — продолжали обслуживать свои обязательства. Санкт-Петербург даже разместил новые бумаги, но раскупалось не более 10—16% эмиссии.

В силу сложившихся обстоятельств и сократившегося спроса инве­сторов в 1999—2000 гг. многие субфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чему способствовало также увеличе­ние доходов бюджетов всех уровней и соответственно — временное снижение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах.

Некоторому «затишью» на рынке субфедеральных облигационных заимствований способствовало также известное ужесточение законода­тельства, регулирующего субфедеральные займы, которое наложило ряд ограничений на привлечение регионами заемных средств.

В качестве причины этого ужесточения можно считать де­фолт 1998 г., а также попытку правительства сориентировать террито­рии на активизацию резервов и возможностей оздоровления доходной части бюджета, особенно в сфере неналоговых доходов.

В то же вре­мя нынешние бюджетные доходы не в состоянии обеспечить потреб­ности обновления инфраструктуры муниципальных образований, ре­альный экономический рост и социальное развитие, что неизбежно выведет регионы на рынок облигационных заимствований.

Оживлению государственных и муниципальных заимствований мо­жет способствовать и ряд особенностей современного российского фи­нансового рынка.

С одной стороны, это возросшая ликвидность банков­ской системы, которая нуждается в новых инструментах и объектах для инвестирования.

С другой стороны, снижение процентных ставок на фи­нансовых рынках страны делает облигационные заимствования выгодны­ми для эмитентов и позволяет проводить их на более длительный срок (сейчас прослеживается интерес к вложениям на срок до 3—5 лет про­тив сроков вложений до одного года в докризисный период).

Таким образом, облигационные заимствования можно расцени­вать как реальный инструмент финансирования федерального, регио­нального и муниципального развития, особенно при усилении их ин­вестиционной ориентации.

В то же время нельзя не учитывать и су­ществование такого конкурентного финансового инструмента, как прямые реальные инвестиции.

Необходимо найти оптимальные про­порции в использовании всех этих инструментов привлечения де­нежных средств.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1302011989_00.jpeg
Яндекс.Метрика