Сбалансированность бюджетов

 

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами (сбалансированность бюджета).

Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета.

Согласно бюджетному законода­тельству бюджеты всех уровней должны составляться без профици­та. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнару­живается превышение доходов над расходами, до утверждения бюд­жета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

1) сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

2) сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и ре­зервов (для федерального бюджета);

3) предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обяза­тельств;

4) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет переда­чи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесооб­разно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике — дефицит бюджета, т. е. превышение рас­ходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как вре­менный, если имеются перспективы его преодоления и он не состав­ляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодейст­вующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его грани­цы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Раз­мер дефицита федерального бюджета не может превышать суммар­ный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание го­сударственного долга РФ.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирова­ния дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финан­сирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и по­гашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объ­ема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Поступления из источников финансирова­ния дефицита местного бюджета могут направляться на финансиро­вание исключительно инвестиционных расходов и не могут быть ис­пользованы для финансирования расходов на обслуживание и пога­шение муниципального долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются орга­нами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на оче­редной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Из состава источников финансирования дефицита бюджета выве­дены кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муни­ципальных образований при их первом размещении.

За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

К первым относятся: а) кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ; б) государственные займы, осуществляе­мые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюд­жетной системы РФ.

Ко вторым относятся: (а) государственные зай­мы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; (б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансо­вых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

а) государственные займы, осуществляе­мые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

в) кредиты, полученные от кре­дитных организаций.

Внешние источники определяются в соответст­вии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета мо­гут быть внутренние источники в форме: а) муниципальных зай­мов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муни­ципального образования, или б) кредитов, полученных от кредит­ных организаций.

Задачи поддержания бюджетной и макроэкономической сбаланси­рованности положены в основу бюджетной политики РФ. Основным ее тезисом на перспективу является обеспечение максимальной за­щищенности федерального бюджета от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Политика в области доходов. Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой на­грузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития частного бизнеса. Реализация этого принципа находит отражение в установле­нии плоской шкалы на доходы физических лиц и понижении ставки налога на прибыль предприятий с 35 до 24%.

Важными условиями являются также дальнейшее развитие налоговой реформы в части налогообложения прибыли; уточнение параметров регрессии при на­числении единого социального налога с последующим снижением его ставок; введение и постепенное расширение применения рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недра­ми, переход к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен при сохранении практики установления экспортных пошлин на добываемые ресурсы.

Одновременно с проведением налоговой реформы должно осуще­ствляться дальнейшее укрепление системы налогового администри­рования, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышение экономической заинтересованности на­логоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля за правильно­стью применения цен в целях налогообложения.

Необходимо про­должить работу по погашению накопившейся налоговой задолженно­сти предприятий; в отношении неработающих предприятий более ре­шительно применять процедуру банкротства. Резервом пополнения доходной части федерального бюджета является повышение эффек­тивности таможенного администрирования — недостоверное деклари­рование стоимости товаров, уклонение от уплаты таможенных по­шлин носит пока массовый характер.

В части формирования неналоговых доходов особое место зани­мают вопросы эффективного использования федеральной собствен­ности, создания системы управления государственными активами.

Необходимо установить жесткий контроль за использованием объек­тов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государст­венных предприятий и учреждений, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды государственной собственности в федеральный бюджет; осуществить работу по оптимизации государ­ственного участия в капиталах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний; с максимальной выгодой для федерального бюджета провести распродажу рекомендованных к отчуждению государственных акций  и собственности.

Политика в области расходов. Начата работа по инвентаризации и оценке эффективности расходов и обязательств федерального бюджета. Предусматриваются несколько направлении дальнейшей оптимизации бюджетных расходов.

Необходимо установить жесткие сметы расходов для всех государ­ственных органов и бюджетных учреждений. Предполагается пере­смотреть статус государственных унитарных предприятий — большин­ство из них должно получить статус акционерных обществ со 100%-ным государственным участием.

Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо взять под контроль обяза­тельства, принимаемые от их имени бюджетными учреждениями, фиксировать их на лицевых счетах в органах Федерального казначей­ства. Следует завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы.

Расходная часть федерального бюджета должна стать инструмен­том достижения важнейших социальных и экономических целен. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки ра­циональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результа­тивности затрат государственных средств.

Оптимизация сети научных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, должна быть проведена путем сосредоточения средств на поддержание наиболее перспективных тем и направлений, а не самих учреждений, в соответствии с потребностями страны.

Прозрачность соответствующих финансовых потоков должна быть обеспечена за счет внедрения практики публичной отчетности. Вне­дрение контрактных форм финансирования учреждении социальной сферы должно осуществляться по принципу: выделение денег зави­сит от результатов работы структуры.

Необходимо усилить ответственность государственных заказчиков федеральных целевых программ за реалистичность предусматривае­мых в них мероприятий, а также за результаты их осуществления.

Федеральные целевые программы должны базироваться на четко определенных критериях, ясных индикаторах, увязанных с их ресурс­ным обеспечением.

Контроль за выполнением программ должен обеспечиваться государственным заказчиком.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1302012149_wer-_81.jpeg
Яндекс.Метрика