Антимонопольное регулирование в России

Антимонопольное государственное регулирование в России осуществляется по тем же принципам, что и в мировой практике. Это отражено в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Вместе с тем практическая деятельность по демонополизации рынков находится в зачаточном состоянии. Но в самом Законе «О конкуренции...» нашли отражение основные противоправные действия, ведущие к монополизации рынков, и меры по их устранению.

Приведем некоторые, наиболее важные статьи закона, в целом соответствующие рассмотренным выше основным видам нарушений.

Статья 5 посвящена злоупотреблениям хозяйствующих субъектов (ХС) доминирующим положением на рынке, попыткам ограничения конкуренции, и/или ущемления интересов других ХС или физических лиц.

Не допускается: изъятие товаров из обращения с целью создания (поддержания) на рынке дефицита, повышения цен.

Исключается навязывание контрагенту условий, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравные положения по сравнению с другими предприятиями, или необоснованный отказ от заключения договора.

Пресекается создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим ХС, установление монопольно высоких(низких) цен и др.

Статья 6 гласит о соглашениях или согласованных действиях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Запрещено: установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок на товары; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков).

Запрещены также соглашения не конкурирующих ХС, один из которых является монополистом, а другой — его поставщиком или покупателем (заказчиком), если это может привести к ограничению конкуренции.

Недопустима координация предпринимательской деятельности объединениями коммерческих организаций (союзами, ассоциациями), хозяйственными обществами и товариществами, если это приводит к ограничению конкуренции.

Статья 7 посвящена актам и действиям федеральных властей, органов субъектов Федерации или местного самоуправления, направленным на ограничение конкуренции.

Этим органам запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие одних или благоприятные для других условия деятельности, если это приводит к ограничению конкуренции, ущемлению интересов ХС или граждан.

Не разрешено вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на отдельные виды деятельности или на выпуск отдельных видов товаров, за исключением случаев, установленных российским законодательством. Эти ограничения устанавливаются перечнем лицензируемых видов деятельности.

Воспрещается устанавливать запреты на рыночное движение товаров из одного региона Российской Федерации в другие или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, обмен, покупку) товаров.

Недопустимо давать указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации приоритетов.

Запрещено предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по сравнению с другими ХС, работающими на рынках того же товара. Предоставление льгот отдельному ХС требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Запрещается также образование министерств, комитетов и др. органов государственного управления и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров, или наделение действующих органов соответствующими правами.

Исключается совмещение функций органов управления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение ХС функциями и правами указанных органов, в том числе функциями государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

К сожалению, многие из указанных ограничений на практике не действуют.

Статья 8 говорит о соглашениях (согласованных действиях) федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию.

Запрещаются достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) указанных органов власти между собой либо с хозяйствующими субъектами, если это может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других ХС или граждан (повышение, снижение или поддержание цен и тарифов, раздел рынка по территориальному или другим признакам, ограничение доступа на рынок или устранение с рынка отдельных ХС).

Статья 9 гласит о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

Последним запрещено заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, лично или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием общества (товарищества), занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Статья 10 посвящена недобросовестной конкуренции. Выделяются следующие ее формы: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, могущих причинить убытки другому лицу или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества, характера, способа и места изготовления товаров, некорректная оценка достоинств хозяйствующего субъекта, производимых или реализуемых им товаров по сравнению с товарами других производителей; антиреклама, продажа товара с использованием результатов чужой интеллектуальной собственности; разглашение любой конфиденциальной информации без согласия ее владельца.

Все решения о нарушении антимонопольного законодательства принимаются судом. В случае координации хозяйственной деятельности, приведшей к монополизации рынков, иск подает федеральный (территориальный) антимонопольный орган. В России антимонопольная система создана на двух уровнях.

На федеральном — это ФАС РФ. На уровне субъектов Федерации существуют территориальные антимонопольные управления. Их функции подробно рассмотрены в ст. 11-16 Закона «О конкуренции....»

В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, органами власти и управления всех уровней, антимонопольные органы выдают последним Предписание.

Нарушители обязаны прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, перечислить в федеральный бюджет незаконно полученную прибыль, произвести реорганизацию в соответствии с решением антимонопольного органа. В случае невыполнения предписаний решение принимает суд.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России пока весьма незначительна (см. ст. 22, 23, 24 Закона «О конкуренции...») и ... читать далее ...

Искать на сайте

Забавное фото

1302083615_1302026186_these_funny_animals_658_10.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика