Рассмотрим маркетинг как элемент рыночной инфраструктуры.
В настоящее время маркетинг является важным элементом рыночной инфраструктуры.
Особую сферу предпринимательской деятельности в рыночной экономике представляет маркетинг.
Под маркетингом понимается такое направление деятельности предприятия, которое имеет целью анализ рыночных условий хозяйствования, разработку путей и методов внедрения товара в рыночные каналы и расширения объемов его реализации.
Маркетинг на предприятиях обычно подразделяется на маркетинг на стадии предпроизводства и производства (маркетинговые исследования, или «рынковедение») и маркетинг на стадии реализации (маркетинговые усилия — деятельность по созданию и стимулированию проса, по эффективному продвижению товара, достижению желаемой доли рынка, или «делание рынка» для своего товара, включая рекламу, определение наиболее эффективных методов ценообразования, продвижения товаров и т. п.).
Существуют специализированные маркетинговые фирмы, частные или смешанные (с участием государства) предприятия. Они занимаются проведением специальных исследований рынка, выпускают различные справочные, обзорные материалы. Деятельность подобных структур и является предметом нашего рассмотрения.
Специализированные отечественные маркетинговые фирмы достаточно слабо представлены на российском рынке.
Скорее следует говорить о маркетинговых услугах, которые предоставляются различными институтами рынка (например, рекламными агентствами, консалтинговыми и иными фирмами, социологическими службами и др.).
Кроме того, крупные отечественные производственные и торговые предприятия имеют собственные службы маркетинга или отдельных специалистов по маркетингу, занимающихся конкретными вопросами исследования рынков и организации сбытовой деятельности.
В России существует Всероссийская ассоциация маркетинга, созданная в июне 1990 г.
Согласно Уставу, Всероссийская ассоциация маркетинга является общественной организацией, объединяющей специалистов, а также предприятия и организации, профессионально занимающиеся рыночными исследованиями, подготовкой кадров, консультированием, предоставлением других услуг в области маркетинга.
Сама ассоциация маркетинговыми исследованиями не занимается.
Главной целью Всероссийской ассоциации маркетинга является содействие в освоении и развитии зарубежного опыта маркетинговой деятельности с целью повышения эффективности управления производственно-сбытовой деятельностью отечественных предприятий на внутреннем и внешних рынках.