Неоклассическая теория стоимости (теория спроса и предложения)

В объяснении ценности (стоимости) и цен только полезностью выдающийся английский экономист А. Маршалл, разработавший принципы теории неоклассического синтеза, увидел односторонность. С его точки зрения, спорить о том, регулируется стоимость полезностью или издержками производства, равносильно дискуссии о том, каким лезвием ножниц - верхним или нижним - разрезается кусок бумаги.

Именно с работами А. Маршалла связан отход от попыток создания монистической теории стоимости и цены. Принцип монизма предполагает поиск единого источника (субстанции) стоимости, единого основания цены. Так, в теории К. Маркса таким источником признается живой труд. Для теоретиков австрийской школы это предельная полезность.

П. Самуэльсону, автору известного американского учебника, принадлежит афоризм: «Маркс слишком важен, чтобы оставить его марксистам».

В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержки производства). Ценность товара в равной степени определяется полезностью и издержками производства.

Стоимость, таким образом, выступает как отношение: отношение продавца и покупателя. Взаимодействие сил спроса и предложения приводит к формированию рыночной цены. Поэтому интерес представляют факторы спроса и предложения.

Рыночный спрос связан с индивидуальным спросом. Понять его изменения позволяет теория поведения потребителя и субъективной полезности.

Предложение определяется в конечном счете поведением фирмы. Поэтому для его изучения необходима теория производства и теория издержек. Для ответа на вопрос о стоимости и цене товара важно обратить внимание на отношение людей к двум фундаментальным экономическим явлениям - потребностям и ресурсам - в их соотношении и взаимодействии, не ограничиваясь только сферой производства или только сферой потребления.

Стоимость как отношение между производителем и потребителем товара устанавливается обычно с помощью денег, а значит, в форме цены товара. В определении цены участвуют и продавец, и покупатель. Каждый из них руководствуется собственными представлениями о приемлемом уровне цены, поэтому сначала появляются цена предложения и цена спроса, иначе говоря, цена продавца и цена покупателя. Однако взаимодействие сил спроса и предложения приводит к формированию «цены согласия» - рыночной цены, по которой реально осуществляется купля-продажа товара.

Величина стоимости товара, таким образом, определяется на основе равноправного отношения между расходами продавца (производителя) и доходами покупателя (потребителя), в котором каждая сторона оценивает, т. е. выражает в деньгах, эту величину по-своему, руководствуясь предельно возможными уступками друг другу.

Трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, теория спроса и предложения (неоклассический синтез) основные подходы к определению стоимости в истории экономической мысли.

Несмотря на различие представленных подходов, очевидным является тот факт, что товар создается трудом. Интерес представляют особые социальные свойства труда в условиях товарного хозяйства.

Искать на сайте

Забавное фото

1302011989_00.jpeg
Яндекс.Метрика