Формирование «точек роста» в формате особой (свободной) экономической зоны

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России, экономический рост

В условиях усиления кризисных явлений в мировой экономике особую актуальность приобретают вопросы государственного регулирования развития национальных экономик, в первую очередь посредством формирования «точек роста», одной из разновидностей которых являются особые экономические зоны (ОЭЗ). В то же время существует значительное число разновидностей ОЭЗ, и создание «точки роста» будет эффективно только в том случае, если ее тип соответствует особенностям региона, в том числе и в части обеспечения государственной инфраструктурой в формате, в первую очередь, государственных услуг.

В современной мировой практике существует до 25 разновидностей особых (свободных) экономических зон, среди которых с известной долей условности можно выделить таможенные зоны, беспошлинные зоны, таможенные свободные зоны, свободные экспортные зоны, свободные экспортно-производственные зоны, свободные производственные зоны, зоны экономического благоприятствования, зоны совместного предпринимательства, зоны технико-экономического развития, научно-промышленные парки и др.

Все виды ОЭЗ можно дифференцировать по таким критериям: по характеру деятельности или функциональному предназначению, по степени интегрированности в мировую и национальную экономику, по отраслевому признаку, по характеру собственности.

Наибольшее число ОЭЗ в виде зон свободной торговли расположено в настоящее время в развитых странах. В одних только Соединенных Штатах Америки льготными условиями зон свободной торговли пользуется более 3 тыс. компаний, крупнейшая из них - в Сан-Франциско. При этом необходимо отметить, что, например, за счет создания особой экономической зоны Research Triangle (формат зоны - технопарк) в штате Северная Каролина данное территориальное образование смогло подняться с 48-го на 26-е место по своему экономическому развитию.

В СССР и России также накоплен определенный опыт формирования особых экономических зон. В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов. Первый такой склад образован в нашей стране в 1980 г. в Бутове под Москвой для обслуживания Московской олимпиады. В свободных таможенных зонах можно также осуществлять производственную деятельность. Первые три СТЗ («Шереметьево», «Московский Франко-Порт», «Франко-Порт Гермина») были образованы в Московском регионе в 1993 г. Затем в стране появились и другие СТЗ.

Первая микро СТЗ создана в порту Находка. Лицензию на беспошлинную продажу за рубеж своей продукции с испытательным сроком три года получило АО «Дальинмирлин» (разделка на металлолом торговых, рыболовных и военных судов). Административный комитет СЭЗ «Находка» отказался от распространения льгот на всю территорию Находки и предоставил льготы пяти микрозонам на базе конкретных предприятий. Намечено открытие микрозон «Южморрыбфлотом», фирмой «Эпси» (сборка компьютеров) и жестянобаночной фабрикой (обеспечивает своей продукцией весь дальневосточный рыболовецкий флот).

Специфической формой сотрудничества являются особые экономические зоны. Первая такого рода зона была образована в Калининградской области 22 января 1996 г. С этой целью был принят специальный закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. 31 мая 1999 г. был принят закон о создании особой экономической зоны в Магаданской области. Срок жизнедеятельности этой зоны был определен до 31 декабря 2014 г.

Представляется, что существенными недостатками особых экономических зон является увлечение гигантскими масштабами территории, нечеткость механизма предоставления льгот, что может приводить к злоупотреблениям. Кроме того, нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что, на наш взгляд, в конечном счете не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ (речь идет, в частности, об ОЭЗ Калининградской области).

В целом необходимо отметить, что до нынешнего момента создание особых экономических зон в РФ не приносило ожидаемого эффекта, в том числе и в форме притока инвестиций, ожидаемая величина которого оказывалась значительно меньше реальной. Это обусловлено, по нашему мнению, отсутствием учета особенностей отдельных территориальных образований при принятии решения о создании ОЭЗ.

Последним примером такого невнимания могут служить четыре оговоренные законом специальные игорные зоны в рамках имеющихся ОЭЗ, ни одна из которых не смогла привлечь игорный бизнес на свою территорию, в первую очередь из-за отсутствия инфраструктуры (в том числе инфраструктуры государственных услуг). Этот бизнес предпочел масштабным инвестициям уход в «серую» зону. Поскольку такой опыт нельзя признать положительным, необходимо выявить определенные закономерности в определении типа ОЭЗ; для этих целей, мы полагаем, необходимо учитывать два аспекта - уровень снижения налогового бремени и степень развития инфраструктуры (таблица 1).

Таблица 1

Выбор типа ОЭЗ в зависимости от уровня налогового бремени и степени развития инфраструктуры

Оценка уровня снижения налогового бремени и степени развития инфраструктуры проводится с помощью экспертной оценки, причем мы считаем наиболее приемлемым использование для достижения данной цели метода Дельфи, так как он позволяет проводить эскалацию мнений экспертов, что представляется значимым обстоятельством в условиях экономической нестабильности.

Предложенный подход позволяет определить оптимальный, с точки зрения будущих резидентов, тип особой экономической зоны. Так, если снижение налогового бремени незначительно, а инфраструктура в потенциальной особой зоне неразвита, оптимальным решением будет создание научно-промышленного парка, для которого не требуется значительная инфраструктура, а снижение налогового бремени при условии наличия достаточных трудовых ресурсов послужит резидентам основанием для размещения в данной зоне.

Создание же производственных зон (в том числе, например, игорных зон, требующих значительного инфраструктурного развития территории) напротив - предполагает более серьезные требования к развитию инфраструктуры, в первую очередь транспортной, вследствие ограничения мобильности большинства ресурсов, используемых в таких зонах.

Таким образом, применение предложенного подхода к определению типа особой экономической зоны в целях формирования на ее основе эффективной точки роста экономики с учетом текущего инфраструктурного развития территории и уровня снижения налогового бремени в зоне, позволит повысить эффективность подобной деятельности, в том числе в области принятия решений о необходимости развития инфраструктуры и направлениях такого развития.

Искать на сайте

Забавное фото

1300307782_1300227012_these_funny_animals_640_26.jpeg
Яндекс.Метрика