Особая (свободная) экономическая зона «Алабуга»

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России, Алабуга

Особая экономическая зона (ОЭЗ) на территории Елабужского района Татарстана является крупным инвестиционным проектом в масштабах России и Республики Татарстан. Общий объем вложений до 2010 года оценивается в сумму более 10 миллиардов рублей, которые распределятся по принципу 51-49 % - Россия, 49-51 % - Татарстан. При этом предполагается, что привлеченные инвестиции резидентов составят порядка 40 (!) миллиардов рублей.

Подобные экономические зоны широко распространены в мировой практике, в частности, в Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Китае, Казахстане, других странах мира. Одна из таких зон промышленно-производственного типа "Суджоу" в Китае ежегодно создает порядка миллиарда долларов прибыли.

По результатам тендера на организацию особых экономических зон, объявленного Правительством России, в Томске, Москве, Дубне и Санкт-Петербурге создаются ОЭЗ внедренческого, а в Липецке и Елабужском районе Татарстана - промышленно-производственного типа. 18 января 2006 года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и глава Елабужского муниципального района Ильшат Гафуров подписали трехстороннее соглашение о создании ОЭЗ.

Свою роль в выборе Елабужского района в качестве площадки ОЭЗ сыграла развитая инфраструктура камского промышленного узла с населением около миллиона человек; близость городов Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск, Менделеевск; развитая энергетика и транспортная инфраструктура, включающая аэропорт, речной порт, федеральную автодорогу М-7. Использовать выгодный потенциал данной территории пытались неоднократно.

Еще в 80-х и 90-х годах прошлого века появилась идея повторить успех КамАЗа, но уже в области тракторостроения. Второй попыткой стало создание ЕлАЗа, где была организована сборка автомобилей "Шевроле-Блейзер". Позже планы развития связывались с привлечением мирового лидера автомобилестроения - компании "Дженерал-Моторс" - и организованной Указом Президента РТ Особой экономической зоны "Алабуга".

Общая площадь особой экономической зоны - 2 тысячи гектаров, из которых почти половина приходится на новую неосвоенную территорию, а еще столько же занимает бывшая площадка ОАО "ПО "ЕлАЗ", на части которой разместится первый пусковой комплекс. Сейчас эта территория напоминает муравейник.

С каждым днем она приобретает новый вид: прокладываются инженерные коммуникации, дороги; реконструируется здание бывшего лабораторного корпуса "Татэнерго", переданного Территориальному управлению ОЭЗ РТ в качестве административно-делового центра (АДЦ), ограждение ОЭЗ, другие сооружения в объеме первого пускового комплекса; возводятся новые корпуса. Решением республиканской конкурсной комиссии в качестве генеральной проектной организации был утвержден ГУП РТ "Татинвестгражданпроект". К решению задачи также были привлечены еще 11 проектных институтов.

В состав первого пускового комплекса ОЭЗ включены основные объекты, обеспечивающие функционирование зоны. ПСО "Казань" совместно с турецкими специалистами возводит административно-деловой центр. Неподалеку разместится таможенная служба - пункт пропуска и досмотра транспорта, а также площадки для приема автомобилей, железнодорожного транспорта, навесы, боксы для таможенной проверки. В соответствии с требованиями федеральной таможенной службы вокруг территории возводится ограждение длиной 29 км, которое будет обеспечено патрульной дорогой, освещением и системой сигнализации.

Значительную часть территории занимают дороги. Основной дорогой, по которой будет проходить самое оживленное движение, станет восьмиполосная дорога LU-2. Дорога №14, соединяющая ОЭЗ и федеральную трассу, станет шестиполосной.

Суть Особой экономической зоны в том, чтобы за счет совокупных налоговых льгот, свойственных ОЭЗ, привлечь компании, которые разместят там свои производства. Сейчас преференции доходят до 40 процентов и включают таможенные льготы, налог на недвижимость и др. Планируется, что резидентами выступят российские и зарубежные компании. Один из первых заявителей - компания "Северсталь-авто". Она собирается в следующем году наладить выпуск автомобилей итальянских малолитражек на базе корпуса Станкоинструментального завода, где предполагает провести техническое оснащение и модернизацию.

Особенность площадки ЕлАЗа заключается в отсутствии завершенной системы проложенных ранее коммуникаций. Не удается в полной мере использовать ряд дорог и путепроводов, систем ливневой канализации, водопровода, электрических сетей, поскольку они были сделаны в разное время и находятся в разной степени готовности, многие из них не эксплуатировались и просто не пригодны. Сделанные ранее изыскания не отражают действительной картины. Удручает то, что построенные прежде корпуса были демонтированы, остались только фундаменты, занимающие почти 200 гектаров территории. Они наделяются расчетными энергетическими ресурсами, и их, возможно, удастся предложить компаниям, которые завершат их достройку. Но внимание большинства инвесторов привлекают готовые здания, как, например, "Северсталь-авто" заинтересовало именно наличие готового корпуса завода СИЗ.

Сейчас для привлечения инвесторов на территории особой зоны создается инфраструктура, которая обеспечивает развитие любого производства и включает в себя подготовку территорий в полном объеме: ограждение, таможню, дороги, освещение, все инженерные коммуникации: воду, канализацию, дренаж, ливневку, тепло, электрику, оптико-волоконную связь.

Стало возможным определить площадки под будущих резидентов. Необходимые для них энергетические ресурсы удалось обеспечить за счет входной квоты - инвестиций резидента, номинал которых должен составлять не менее 10 миллионов евро. В дальнейшем они будут развернуты в промышленные территории с людскими и энергетическими ресурсами - территориальные модули, из которых будет составлена вся ОЭЗ.

Особая экономическая зона важна не только в контексте производства, но и будущего Елабуги, которой в 2007 году исполнилось тысяча лет, и соседних городов - этот тезис лег в основу развития региона. Всего запланировано строительство около 80 объектов, из которых только 27 непосредственно относятся к ОЭЗ. Среди остальных - строительство жилья, объектов здравоохранения, культурной и социальной сфер, сохранение, реконструкция и реставрация памятников культурного наследия древнего города со славными вековыми традициями, реконструкция аэропорта "Бегишево", завершение строительства подстанции "Кама-500", решающей задачу обеспечения ОЭЗ электроэнергией по первой категории надежности, обновление и расширение водоочистной станции, реконструкция и расширение районных очистных сооружений, подводящей железной дороги.

Обойтись без учета социального фактора невозможно, поскольку при оптимальном развитии Особой экономической зоны к 2020 году необходимо будет около 30 тысяч и к 2050 - около 50 тысяч работающих (по данным ТУ ОЭЗ по РТ), а это вместе с семьями - порядка 150-180 тысяч человек.

Появление нового градообразующего фактора означает большие перспективы по развитию Елабуги, которая в соответствии с разрабатывающимся генпланом рассчитывалась на 78 тысяч жителей, но уже сейчас генплан должен быть существенно скорректирован с учетом прогнозируемой численности города 220-250 тысяч человек.

В целом, особая экономическая зона создается на срок до 20 лет. За это время инвесторы смогут окупить вложения и получить прибыль, что не замедлит сказаться на экономике республики в целом.

Искать на сайте

Забавное фото

02_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика