Особые (свободные) экономические зоны в Казахстане

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах

Государство продолжает формировать адекватную юридическую базу для защиты прав инвесторов. Постоянный диалог государства с иностранными владельцами капитала и казахстанскими предпринимателями нацелен на обеспечение максимально привлекательных условий для ведения бизнеса в республике. С этой целью Казахстан на основе эффективной мировой практики создал специальные экономические зоны.

Специальная экономическая зона создается на определенный срок Указом Президента Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан, основанному на предложениях представительных местных и исполнительных органов.

Специальная экономическая зона представляет собой ограниченную территорию Республики Казахстан, на которой действует особый правовой режим.

Специальные экономические зоны создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, развития одной или нескольких отраслей новых технологий, создания высокоэффективных экспортно-ориентированных производств, освоения выпусков новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем.

В Республике Казахстан функционирование свободных экономических зон регулируется Законом Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV.

Новый Закон был разработан во исполнение поручения Президента Республики Казахстан, озвученного 29 января 2010 года в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана», о необходимости разработки нового законопроекта о специальных экономических зонах с учетом приоритетов индустриального развития и новых подходов к функционированию специальных экономических зон.

Законом охвачен широкий круг вопросов, относящихся к созданию и функционированию специальных экономических зон (далее – «СЭЗ»), статусу их участников, правилам и особенностям осуществления деятельности на территории СЭЗ. Кроме того, Закон содержит ряд важных нововведений, касающихся деятельности СЭЗ в Казахстане, которые вкратце описаны в настоящем обзоре.

Одно из принципиальных нововведений, представленных в Законе, относится к порядку создания СЭЗ. Если до принятия Закона (в соответствии с ранее действующим законом «О свободных экономических зонах в Республике Казахстан» от 6 июля 2007 года (далее – «Закон 2007 года») предложение о создании СЭЗ могло быть внесено местными или центральными исполнительными органами и ассоциациями предпринимателей, то в соответствии с новым Законом предложение о создании СЭЗ может быть также внесено отдельными юридическими лицами, заинтересованными в создании СЭЗ.

Закон детально описывает состав и процедуру рассмотрения предложения о создании СЭЗ. Среди прочих требований, для внесения такого предложения требуется разработка технико-экономического обоснования, которое должно пройти соответствующую экспертизу.

Порядок управления СЭЗ также был в значительной степени изменен. В соответствии с Законом 2007 года для целей управления деятельностью на территории СЭЗ использовалась двухступенчатая структура – администрация СЭЗ и компания-оператор. Компания-оператор привлекалась уполномоченным государственным органом, и уже в силу этого деятельность такой компании была главным образом сосредоточена на представлении интересов государственного органа.

Новый Закон предложил иную структуру управления СЭЗ.

Органом управления СЭЗ теперь может являться либо государственное учреждение, либо управляющая компания. Управляющая компания может быть создана негосударственными юридическими лицами, включая иностранные. Закон предусматривает, что в случае создания СЭЗ по инициативе государственных органов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. В том случае, если СЭЗ создается по инициативе негосударственных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций.

Таким образом, негосударственные инвесторы (включая иностранных), желающие принять участие в деятельности СЭЗ, теперь могут выступить в качестве учредителей управляющей компании. Тем самым им предоставляется возможность участвовать в принятии решений, оказывающих непосредственное влияние на их деятельность.

Закон впервые выделяет приоритетные и вспомогательные виды деятельности на территории СЭЗ.

Приоритетные виды деятельности соответствуют целям создания специальной экономической зоны. На те лица, которые осуществляют такие виды деятельности, распространяется специальный правовой режим СЭЗ, и эти лица являются участниками СЭЗ. Вспомогательные виды деятельности, в свою очередь, осуществляются в целях обеспечения деятельности участников СЭЗ, и осуществляются на ее территории лицами, которые участниками СЭЗ не являются.

К лицам, осуществляющим разные виды деятельности на территории СЭЗ, применяется разный правовой режим, и предъявляются Законом различные требования.

Закон устанавливает, что заявитель, подающий заявку на осуществление приоритетного вида деятельности, должен обладать денежными средствами и имуществом, не изъятым из оборота, в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию такой заявки. Закон также определяет, что деятельность заявителя должна соответствовать целям и видам деятельности, осуществляемым на территории СЭЗ.

В свою очередь, ключевое требование, предъявляемое к лицам, претендующим на осуществление вспомогательных видов деятельности на территории СЭЗ – статус казахстанского производителя работ, услуг.

Кроме того, необходимо упомянуть, что Закон содержит норму о прекращении деятельности обособленных структурных подразделений участников СЭЗ, осуществляющих приоритетные виды деятельности, за пределами СЭЗ. Данное положение, на наш взгляд, направлено на повышение реальной эффективности СЭЗ – при отсутствии возможности иметь структурные подразделения за пределами СЭЗ и осуществлять иные виды деятельности, чем те, которые соответствуют целям создания СЭЗ, участники СЭЗ должны будут приложить все усилия для того, чтобы их деятельность на территории СЭЗ была эффективной и успешной.

Закон вносит ряд существенных изменений в отдельные правила функционирования СЭЗ.

Прежде всего, нужно отметить, что режим Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии на территорию СЭЗ не распространяется. В пределах территории СЭЗ действует специальный режим свободной таможенной зоны. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Кроме того, Законом применительно к СЭЗ изменен принцип привлечения иностранной рабочей силы. Так, например, выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами производится в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.

Также Законом вводится механизм оказания услуг участникам СЭЗ по принципу «одного окна», что означает минимизацию участия заявителей в процессах сбора и подготовки различных документов, и ограничение их непосредственного контакта с субъектами оказания государственных услуг.

На наш взгляд, Закон направлен на повышение реальной эффективности СЭЗ. В пользу этого говорят как изменения, предоставляющие участникам СЭЗ дополнительные права и возможности (участие в управлении СЭЗ, смягчение требований по поиску иностранной рабочей силы, внедрение принципа «одного окна»), так и изменения, которые носят, по сути, ограничительный характер (требования к достаточности денежных средств и имущества, обязанность прекратить деятельность обособленных структурных подразделений за пределами СЭЗ).

Очевидно, что последовательная реализация Закона может положительно сказаться как на повышении эффективности работы СЭЗ в частности, так и на улучшении инвестиционного климата в целом.

В соответствии с указами Президента Республики Казахстан на территории Республики Казахстан функционируют девять специальных экономических зон, а именно «Астана – новый город» (г.Астана), «Морпорт Актау» (морской порт Актау), «Парк информационных технологий» (г.Алматы) и «Онтустик» (Южно-Казахстанская область). «Бурабай» (Щучинский район), «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (Атырауская область),  «Хоргос - Восточные ворота» (Алматинская область), «Павлодар» (Павлодарская область) и «Сарыарка» (Карагандинская область).

Регулирование и развитие специальных экономических зон в каждом из перечисленных регионов определяется персональным Указом Президента Республики Казахстан. Данные Указы предусматривают основную территорию, на которой будет развиваться специальная экономическая зона, определенные цели, перечень приоритетных отраслей развития специальных экономических зон, управление и компетенцию местных уполномоченных органов, таможенное регулирование, налогообложение, а также порядок пребывания иностранных граждан на территории специальных экономических зон.

Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года, участники, осуществляющие деятельность, соответствующую целям создания специальной экономической зоны освобождаются от уплаты земельного налога, корпоративного подоходного налога и налога на имущество.

Согласно Таможенному кодексу Республики Казахстан участники специальной экономической зоны освобождаются от оплаты таможенных пошлин.

Искать на сайте

Забавное фото

1257670257_photopodborka011.jpeg
Яндекс.Метрика