Особые (свободные) экономические зоны в Великобритании

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах

Под «свободной зоной» - СЗ (FreeZone) понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Поэтому импортные пошлины и НДС взимаются и уплачиваются лишь в случае, если товары вывозятся из СЗ на рынок стран ЕС, включая Великобританию, или используются либо потребляются непосредственно в зоне.

В СЗ не применяются какие-либо другие налоговые льготы, включая местные. Все поставщики товаров и услуг в рамках территории зоны подчиняются общим правилам уплаты НДС.

В настоящее время в Великобритании существует 5 свободных зон: Liverpool, Prestwick, Southampton, Port of Tilbury, Port of Sheerness.

К документам, регулирующим правовое положение субъектов и товаров в СЗ, относятся:

· Директива КЕС № 2504/88 (Council Regulation (EEC) No. 2504/88);

· Резолюция ЕС № 2562/90 (Commission Regulation (EEC) No.2562/90) с дополнениями и изменениями от 1991 г. № 2485;

· изданные на основе указанных документов ЕС Королевской службой таможен и акцизов Положения 1991 года о свободной зоне (The Free Zone Regulations 1991);

· подзаконные акты об учреждении отдельных СЗ.

Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом (statutory instrument) по каждой отдельной зоне (подзаконный акт по СЗ “Liverpool”).

Запрос об учреждении территории с режимом СЗ может подаваться любым физическим или юридическим лицом. Он должен отвечать ряду требований, включая:

· наличие у заявителя плана развития СЗ с подтверждением того, что этот план не требует финансовой поддержки со стороны центральных правительственных органов;

· четкое описание границ СЗ, их замкнутость и наличие надлежащей защиты (сигнализации);

· отсутствие планов использования данной территории со стороны местных органов власти в других целях;

· создание нормальных условий служащим таможни в СЗ для осуществления последними своих должностных функций.

В документе об учреждении СЗ, в частности, указывается:

  • название СЗ;
  • территориальные рамки режима СЗ;
  • управляющий СЗ;
  • срок действия на данной территории режима СЗ (обычно до 10 лет, но он может продлеваться);
  • дата начала действия режима СЗ;
  • требования, обязательные для должностных лиц СЗ;
  • количество въездных и выездных пунктов на территории (как правило, должно сводиться до минимума и не превышать двух);
  • вопросы охраны здоровья и безопасности жителей.

На территории СЗ могут размещаться и находиться на хранении следующие виды товаров, исходя из их правового статуса:

· товары, произведенные вне пределов ЕС;

· товары, произведенные в ЕС, включая Великобританию, свободно обращающиеся в ЕС;

· свободно обращающиеся товары, по которым не все таможенные формальности (налоги, пошлины, сборы) выполнены;

· товары, находящиеся в свободном обращении, но ввоз которых и их происхождение должны быть подтверждены одной из стран ЕС.

В СЗ разрешается производить следующие виды операций с товарами, находящимися в ней:

  • хранение товаров;
  • фасовка и переработка товаров с применением низких и высоких технологий;
  • уничтожение товаров.

Существует два различных типа таможенного контроля в рамках СЗ:

· первый, когда контрольные меры осуществляются в рамках специально ограниченной (ограждение, стена или любой другой физический барьер) территории, и каждая партия товаров проверяется при ее поступлении в зону и вывозе из СЗ;

· второй, когда контроль базируется на требованиях, предъявляемых к таможенным складам (обычно в виде проведения аудиторских проверок таможенных складов). В Великобритании чаще всего применяется именно этот тип контроля и, как показали наши консультации, его считают наиболее перспективным.

По мнению экспертов, несмотря на то, что британские СЗ не предоставляют никаких дополнительных тарифных преимуществ, преимущества нетарифного характера заключаются в следующем:

- наличие плана развития СЗ на перспективу;

- упрощение таможенных процедур;

- экономия в результате освобождения от таможенных пошлин до тех пор, пока товары не выпускаются в свободное обращение;

- обеспечение безопасности хранения товаров в связи с обособленностью СЗ;

- наличие потенциала для продвинутого маркетинга и презентации товаров и услуг;

- преимущество крупных экономических объектов, обусловленное физической концентрацией средств;

- большая гибкость в определении конечного пункта назначения для товаров, подпадающих под квотные ограничения.

Зоны предпринимательства

Под «зоной предпринимательства» - ЗП (EnterpriseZone) в Великобритании понимается определенная правительством на срок в 10 лет ограниченная территория, создаваемая в целях стимулирования экономической деятельности, и на которой в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической активности. Такие территории выделяются на основании характеристик проживающего на них населения, главными из которых являются хроническая и высокая безработица и низкие доходы.

Обычно ЗП объединяет несколько площадок с индивидуальными плановыми режимами освоения: некоторые развиваются как бизнес или научные парки, другие специализируются на промышленной деятельности, третьи имеют комплексный характер.

Всего в Великобритании имеется 30 ЗП, которые были созданы в середине 90-ых годов прошлого века. Географически они расположены в следующих четыре районах:

  1. East Midlands (7 зон),
  2. Dearne Valley (6 зон),
  3. East Durham (6 зон),
  4. Tyne Riverside (11 зон).

Документы об учреждении каждой из них (statutory instrument), в которых определен управляющий орган зоны (например, местный совет или корпорация развития), были утверждены лицами, уполномоченными Государственным секретарем (министром) окружающей среды, транспорта и регионов (заместителем Премьер-министра Великобритании).

Данные полномочия Госсекретарю, как главе ведомства министерского уровня, предоставлены законом (Local Government, Planning and Land Act 1980, paragraph 16 of Schedule 32).

Для вновь создаваемых и уже существующих предприятий и фирм деятельность в ЗП может предоставить следующие преимущества:

  • заявки от фирм, находящихся в ЗП, на определенные таможенные услуги обрабатываются вне очереди, так как рассматриваются в качестве приоритетных (вопросы освобождения от уплаты импортных пошлин с товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕС, для их последующих переработки и экспорта за пределы ЕС; создания таможенных складов);
  • освобождение от корпоративного и подоходного налогов средств, направляемых на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве (но не за пользование водой и другие виды услуг). Такая скидка предоставляется автоматически и не требует специального обращения;
  • освобождение от налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих объектов;
  • упрощенный режим планирования застройки: развитие любой площадки, расположенной на территории ЗП, не требует индивидуального планового разрешения;
  • остающиеся в силе законные контрольные меры (например, получение разрешения от плановых органов) осуществляются в ускоренном порядке;
  • сотрудники освобождаются от уплаты сбора за производственно-техническое обучение и обязанности направлять информацию в Комитет по производственно-техническому обучению;
  • снижены требования по предоставлению статистической информации.

Стимулирование деловой активности в ЗП также осуществляется за счет продажи в частные руки городской собственности (земли, зданий и сооружений) и отмены некоторых видов местного нормативного регулирования хозяйственной деятельности.

Отдельные виды деятельности в рамках ЗП могут подпадать под действие правил ЕС о государственной помощи (European Community state aid rules), ограничивающих предоставление государственных субсидий отдельным отраслям.

Целью таких правил является обеспечение условий для того, чтобы предоставляемая государством помощь (в данном случае – по схеме ЗП) не сдерживала свободной и справедливой конкуренции в рамках ЕС.

В настоящее время к таким ограниченным секторам относятся: синтетическое стекловолокно, моторные транспортные средства, нефтеперерабатывающая промышленность, кораблестроительство, каменный уголь и сталь, металлообработка, сельское хозяйство, пищевая и рыбная промышленность.

Искать на сайте

Забавное фото

1311863527_009.jpeg
Яндекс.Метрика