Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит

Ключевые слова: реструктуризация задолженности по налогам, отсрочка, рассрочка, инвестиционный кредит, график погашения задолженности

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера.

Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

На сегодняшний день налоговое законодательство устанавливает три способа изменения срока платежа: это отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК).

Правда, последним воспользоваться вправе лишь фирмы, занимающиеся НИОКР и активно ведущие внедренческую и инновационную деятельность, а также компании, осуществляющие выполнение особо важных заказов по развитию региона и предоставляющие населению особо важные услуги (п. 1 ст. 67 НК).

Что касается отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов, то способы эти доступны более широкому кругу налогоплательщиков, в том числе и применяющим специальные налоговые режимы (п. 6 ст. 61 НК). В порядке предоставления этих «послаблений» также существует ряд тонкостей.

Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются:

- возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах в отношении лица, претендующего на такое изменение;

- проведение в отношении указанного лица производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

- наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется этим изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п.1 ст.62 НК РФ).

Перенос предусмотренного налоговым законодательством РФ срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок с экономической точки зрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется лицу за счет бюджетных средств. Поэтому Налоговым кодексом РФ было установлено общее правило, согласно которому на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки).

Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.

Российское правительство ужесточило с 1 января 2011 года правила получения права на отсрочку по уплате налогов. Теперь компаниям и физлицам необходимо доказывать, что они смогут рассчитаться с налоговой в определенный срок.

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии оснований, предусмотренных Кодексом.

Также отсрочка может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, а физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества. Принимать решение о предоставлении отсрочки могут принимать только территориальные налоговые органы.

С 1 января 2009 года вступили в силу внесенные в НК РФ положения, устанавливающие дополнительные возможности получения отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов РФ.

Указанная отсрочка или рассрочка может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Концептуально порядок отсрочки не меняется. Сейчас на год ее может предоставить налоговый или таможенный орган, на три - Правительство, на пять лет - Министерство финансов.

Основания - стихийное бедствие, бюджетное недофинансирование, угроза банкротства, сезонность производства. Законопроект уточняет, что именно следует понимать под недофинансированием бюджета, а также вводит новое основание для отсрочки - «возникновение неблагоприятных социально-экономических последствий» из-за единовременной уплаты долга.

Также разъясняется, как ФНС следует определять степень угрозы банкротства в случае выплаты налоговых долгов. Ее предложено устанавливать по результатам анализа финансового состояния компании, проводимого налоговым органом по методике Минэкономики.

Среди других нововведений - отсрочка, согласно законопроекту, распространяется не только на сумму налога, но и на штрафы и пени. А инвестиционный налоговый кредит на покупку нового оборудования увеличили с 30% до 100% его стоимости.

Перечень оснований для получения отсрочки по налогам так и остался закрытым. Возможность же на практике применить такое новое основание для отсрочки, как «угроза возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий», кажется малореальной - определения, что следует понимать под «угрозой», проект не содержит.

Также полагаем, что в предложенном варианте отсрочки по-прежнему недоступны рядовым налогоплательщикам, в частности, потому, что перечень документов, необходимых для получения отсрочки по решению правительства, содержит «мотивированное заключение» ФНС о ее целесообразности. Фактически решение принимается в соответствии с субъективной оценкой ФНС, так что норма по-прежнему недействующая до конца.

Из сказанного можно сделать вывод, что получить налоговое послабление могут лишь крупные предприятия, так как установлен очень высокий входной барьер - более 10 млрд. рублей.

Физические лица воспользоваться отсрочкой налогового платежа не могут и не пользуются. Не только из-за ценового порога, но и в связи с прямым указанием в пункте 2 статьи 64.1 Налогового кодекса. В нем речь идет только об организациях.

Однако, как и прежде, физические лица имеют право получить отсрочку или рассрочку сроком до трех лет при условии, что их имущественное положение исключает возможность единовременно уплатить налог (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Чтобы получить налоговую льготу, организация должна направить в Минфин России заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки. А его копию - в инспекцию по месту учета. Кроме того, к заявлению необходимо приложить:

♦ справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

♦ предполагаемый график погашения задолженности;

♦ документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, если задолженность будет единовременно погашена;

♦ письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, которые связаны с рассмотрением заявления организации.

Если задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа, то достаточно представить соответствующие справки.

Если возникла угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, понадобятся баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние за предыдущие годы и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства.

Также необходимо представить пояснительную записку. В ней следует описать причины, по которым возникла единовременная уплата налогов, суммы налогов, сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения.

Максимальный срок рассрочки в пять лет это недостаточный срок для выхода из кризисной ситуации для крупных компаний. К тому же компании, как правило, не создают резервов на случай больших доначислений налогов по результатам проверок, налоговики же, как известно, требуют заплатить все и сразу. Это в итоге зачастую приводит к банкротству или распродаже имущества.

Также нынешняя годовая отсрочка неэффективна, поскольку расплатиться с действительно крупными долгами за этот срок нереально. Принятое решение ориентировано на крупные компании реального сектора со значительными производственными мощностями и большим количеством персонала.

Для большинства остальных компаний, вроде средних и малых, банкротство остается более выгодным инструментом избавления от налоговых долгов, чем получение персональной отсрочки от министра.

На территории России практически не применяется реструктуризация задолженности по налогам и сборам. Причины достаточно хорошо всем нам известны: неосведомленность налогоплательщика, незнание своих прав и обязанностей налогоплательщиком, нежелание лишний раз связываться с налоговыми органами по определенным причинам.

Искать на сайте

Забавное фото

1257368659_photopodborka_015.jpeg
Яндекс.Метрика