Понятие и характеристика особых (свободных) экономических зон

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об ОЭЗ РФ») особая экономическая зона РФ (далее - ОЭЗ) - определяемая Правительством РФ часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

И на международном уровне, и на уровне законодательства иностранных государств закреплены похожие понятия ОЭЗ. Отличаются они лишь тем, что иностранное законодательство (в большинстве стран) называет такие зоны свободными, а не особыми.

В РФ свободные экономические зоны были переименованы в ОЭЗ с момента вступления в силу ФЗ «Об ОЭЗ РФ». До этого ОЭЗ назывались свободными зонами (конец 1980-х гг.), зонами свободного предпринимательства, свободными экономическими зонами (1990-е гг.) и отличались от современных ОЭЗ, во-первых, направленностью на экспортное производство и на стимулирование внешнеэкономической деятельности, во-вторых, отсутствием делений на типы и, в-третьих, отсутствием закона, непосредственно регулирующего их положение. По мнению А. В. Гасумяновой, смешение различных понятий привело к проблемам функционирования ОЭЗ в силу одновременного действия нескольких режимов в рамках одной территории - внешнеэкономического и инвестиционного.

Таким образом, что понятие ОЭЗ нуждается в осмыслении. Для начала стоит выработать достойное доктринальное понятие ОЭЗ и потом внедрить его в действующее законодательство.   В    науке   критикуется понятие ОЭЗ по ФЗ «Об ОЭЗ РФ» и предлагаются различные его трактовки.

Представители экономической науки понимают под ОЭЗ сложноорганизованную комплексную экономическую систему, институт инновационного развития экономики. В поддержку позиции экономистов можно сказать, что действительно ОЭЗ представляет сложную экономическую систему, поскольку на ее территории происходит процесс создания и распределения материальных благ, действует особая система налогообложения и т.д.

Представители юридической науки делают акцент на особом режиме предпринимательской деятельности. Ю. Н. Горбунова под ОЭЗ понимает часть национальной территории, на которой создается система льготных режимов, нацеленных на привлечение иностранных инвестиций и формирование рынков факторов производства, товаров и услуг, функционирующих по международным регламентам хозяйствования6. Д. В. Арутюнов считает, что ОЭЗ - это часть территории РФ с точно определенной границей и специальным административно-правовым режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные условия налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования, а также специальный порядок управления особой экономической зоной.

По мнению А. В. Гасумяновой, под ОЭЗ понимается часть территории РФ с точно определенной границей и специальными нормативно-правовым, договорно-правовым, организационно-правовым и правоохранительным режимами предпринимательской деятельности, а также специальным порядком управления,  который устанавливает более благоприятные условия для предпринимательской деятельности в сфере налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования.

В поддержку представителей юридической науки можно сказать, что необходимо больше внимания уделить особенностям режима предпринимательской деятельности, так как возможность получить от государства таможенные и налоговые привилегии является основной причиной привлекательности. Мы считаем, что при определении понятия ОЭЗ стоит уточнить, в чем конкретно выражается «особый режим предпринимательской деятельности». ФЗ «Об ОЭЗ РФ» не раскрывает эти особенности, однако они подробно прописаны в нормах НК РФ и ТК РФ, посвященных различного вида льготам. Особый режим предпринимательской деятельности, таким образом, выражается в предоставлении этих льгот. Так как эти льготы предоставляются лишь лицам, зарегистрированным в качестве резидентов ОЭЗ, то следует говорить о преференциальном режиме осуществления предпринимательской деятельности.

Преференция (от лат. preferentio -предпочтение) - льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющие им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Правовой режим, по мнению С. С. Алексеева, - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

Преференциальный режим - порядок регулирования, при действии которого определенной группе лиц предоставляются налоговые и таможенные льготы и который позволяет им в течение определенного срока не нести часть налоговых и таможенных обязательств.

В свою очередь действие преференциального режима направлено на привлечение инвестиций, необходимых для функционирования экономики и осуществления деятельности, в которой заинтересована РФ: согласно ст. 3 ФЗ «Об ОЭЗ РФ» особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Аналогичные нормы содержатся в законодательстве об ОЭЗ других стран. Так, согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.

В секции второй Акта Правительства Республики Филиппины «Об ОЭЗ» 1995 года, посвященной государственной политике в области ОЭЗ, указывается, что государство осознает важную роль частного сектора, поощряет его развитие и стимулирует инвестиционные вложения.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г. № 2673-ХП «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования; активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью повышения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг; внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.

Многие ученые рассматривают ОЭЗ как особую форму осуществления частно-государственного партнерства (далее - ЧГП), под которой понимается любое сотрудничество государства и бизнеса. Особое внимание они уделяют проблеме привлечения инвестиций. В современной России существуют проблемы, решение которых невозможно без привлечения частных инвестиций на территорию РФ.

В рамках ОЭЗ предоставляются возможности для реализации проектов ЧГП. Эти возможности выражаются в предоставлении резидентам (коммерческим организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, заключившим соглашение с уполномоченным Правительством РФ органом) таможенных и налоговых преференций при согласии последних осуществлять определенную в ст. 4 ФЗ «Об ОЭЗ РФ» и выгодную для государства промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную и портовую деятельность.

В силу изложенного представляется, что особенностью ОЭЗ является осуществление на ее территории взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса.

Таким образом, ОЭЗ можно определить как один или несколько участков с определяемой законом площадью, на которых действует преференциальный режим в целях осуществления взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса.

Искать на сайте

Забавное фото

1300389886_sas_25.jpeg
Яндекс.Метрика