Условия и источники развития портово-промышленных зон

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, виды ОЭЗ, портово-промышленные комплексы, транспортная инфраструктура

Функционирование всемирного хозяйства в условиях глобализации ускоряет развитие прибрежных территорий, в которых происходит наиболее интенсивное взаимодействие природных и социально-экономических процессов, а внутриконтинентальные государства стремятся к созданию надежных и эффективных транспортных связей с побережьем. Поэтому порт и взаимодействующий с ним регион выступают особыми территориальными образованиями, способствующими возникновению и развитию портово-промышленных зон.

Геоэкономический аспект портово-промышленных зон выражается в обеспечении благоприятных условий для международных отношений, развития внутренних рынков стран, товарообмена, промышленности, культурных и политических отношений за счёт использования природных особенностей побережий.

В конце ХIХ в. Л.И. Мечников изложил географическую теорию прогресса и социального развития, в которой отметил демографическую и экономическую притягательность крупных контактных зон (побережья рек, морей и океанов), показал их роль в освоении человеком материков. Сдвиг промышленности, транспортных предприятий, рекреационной деятельности к морю ведет к образованию высоконасыщенной экономическими объектами контактной зоны «суша-море».

В настоящее время происходят изменения во внешней и внутренней институциональных средах функционирования морских торговых портов. Они становятся все более диверсифицированными, подвижными и выступают не только транзитными пунктами международных грузовых перевозок, но и центрами экономического развития природно-хозяйственных комплексов береговых зон как сложных социально-эколого-рекреационно-логистико-экономических систем. Производственная деятельность в районах концентрируется вокруг порта, являющегося коммуникационным узлом (обычно открытый портовый город) для формирования портово-промышленного комплекса.

Э.Б. Валев, изучая роль приморских зон в развитии европейского хозяйства, определил следующие их характеристики:

- активность экономических контактов, способствующая расширению участия стран в международном разделении труда;

- высокий уровень инфраструктурной обустроенности;

- фокусами их развития являются портово-промышленные центры.

Из чего следует регионоформирующая роль приморских производственных комплексов.

Так, исторические и географические факторы, особенности экономического развития и рынка труда определили место Нидерландов в Европе и международной экономической системе. Нидерланды стали воротами европейского континента, главным «распределительным» центром Западной Европы, возросла транзитная функция, что позволило стране стать важнейшим в Европе перевалочным пунктом нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, ряда других сельскохозяйственных продуктов.

Всё это способствовало формированию в Роттердаме крупнейших портово-промышленных комплексов (ППК) многофункционального типа, в которых преобладают транспортно-коммуникационные и промышленные функции, развита портовая инфраструктура, и Амстердаме - ППК столичного типа, в которых помимо указанных функций, развиты торгово-финансовые системы, научные, культурные и туристические учреждения. Порт Роттердам - самый крупный порт в Европе (целое объединение портов), включает историческую гавань в центральном районе города и простирается на расстояние 40 км.

Портовую деятельность следует рассматривать как важнейшую часть экономики региона. Особое значение приобретает эффективность работы региональных портов, установление при их участии новых хозяйственных и внешнеэкономических связей, активизация инвестиционной деятельности в регионе.

В портовой зоне Роттердама работают нефтеперерабатывающие предприятия, терминалы для сырой нефти, заводы по производству промышленных газов, химические и нефтехимические предприятия, терминалы для хранения и отгрузок нефтепродуктов и химикатов и заводы по переработке пищевых масел и жиров. ППК Роттердам связана с другими городами Европы нефтепроводом, производственными, транспортными коммуникациями, что влияет на развитие всего региона.

В России почти весь сахар-сырец, поступающий из Кубы и Бразилии, который используется при производстве сахара на предприятиях Краснодарского края, перегружается на мощностях таганрогского порта. А львиная доля комплектующих для автозаводов ООО «ТагАз» (г. Таганрог) и «РГЗА» (г. Ростов-на-Дону) поступает в город через Таганрогский морской порт (ТМТП). Таким образом, комплекс имеет региональное и межрегиональное значение, а также вступает во взаимодействие с иностранными государствами.

Одним из многочисленных преимуществ экономики Великобритании как торгово-производственной базы также является ее местоположение, где из 100 больших городов, 44 - приморские. Это способствовало образованию центров интенсивного развития и налаживанию обширных торговых связей. Крупнейшим из таких центров является Лондон, относящийся к ППК столичного типа.

Другим типом ППК являются специализированные - в городах Сканторп, Порт-Толбот, Редкар, где вблизи угольных бассейнов развивались металлургические центры, расположенные на побережье недалеко от крупнейших морских портов страны. Это облегчает доставку из других районов и стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции. В России к этому типу относится Новороссийск, специализирующийся на приёме и переработке нефти.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе - в основном работает на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов также тяготеет к портовым городам. Так, в Западном Мидленде - главном районе цветной металлургии - расположено много мелких предприятий, специализирующихся на производстве, прокате, литье и обработке цветных металлов. Центры по производству алюминия в Мидленде и Южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Важнейшие водные пути Франции находятся на севере и востоке, они соединяют восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным морями. Около 75 % морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан. Промышленность Франции размещена крайне неравномерно: более 20 % продукции создается в Париже и его пригородах, еще столько же в Лионском и Северном районах. Уровень индустриализации на севере и востоке значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, т.е. наиболее развитые зоны находятся на прибережных территориях.

Образование производственных комплексов, расположенных в портовых городах Франции, происходило на базе химической, нефтеперерабатывающей отраслей, машиностроения и металлообработки. Так, предприятия основной химии работают либо на добываемом в стране минеральном сырье (калий - из Эльзаса, сера - из Лака, соль - из Лотарингии), либо на импортном, чем и объясняется частичная концентрация производственной деятельности в районе портов. На импортном сырье у городов Гавр и Руан выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. Морскими воротами Северного промышленного района является Дюнкерк - важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

Другой пример - алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и в Пиренеях, позже переместившаяся в портовые районы, оборудованные для приема импортируемых бокситов (на 3/4 из Гвинеи). Недалеко от г. Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фосе (спутник Марселя) построен крупный металлургический комплекс, обеспечивающий выплавку стали более чем на 45 %. Аналогичным образом расположены металлургические комплексы в Лотарингии (порт Тионвиль) и рядом с Марселем. Предприятия машиностроения разместились в районе Парижского бассейна, морскими аванпортами которого являются Гавр и Руан, что позволяло выпускать 80 % авто-мобилей, выпускаемых во Франции (например, завод «Ситроен» на набережной г. Ренн), из которых 50 % - на экспорт.

Для портово-промышленных зон характерно интенсивное взаимодействие различных видов транспорта: морского - с железнодорожным, автомобильным, речным. Посредством развития транспортной инфраструктуры, связанной с развитием портового хозяйства, происходит включённость портовой зоны в региональную систему. Транспортная инфраструктура, являясь элементом воспроизводственной системы регионального хозяйства, в рамках внешнеэкономической ориентированности национальной экономики, выступает фактором развития региона.

Великобритания обладает хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Так, British Steel (BSC) совместно с администрацией Британских железных дорог разработала новую схему перевозки железной руды на металлургические заводы из расположенных на побережье глубоководных морских портов-терминалов, соединенных железнодорожными линиями с находящимися поблизости предприятиями. В частности, с конца 50-х гг. в г. Лланверне металлургический завод корпорации (BSC) работал на импортной железной руде, которую первоначально доставляли судами в находящиеся рядом города Ньюпорт и Порт-Толбот, а оттуда - по железной дороге в Лланверн.

Кроме того, экономическое развитие промышленного комплекса отражается на величине и структуре грузооборота морских портов. Поэтому наиболее крупные порты (грузооборотом более 50 млн т. в год) Европы сосредоточены в высокоразвитых странах (Роттердам - 354 млн т, Гамбург - 116 млн т, Марсель - 97 млн т, Амстердам - 75 млн т, Гавр - 70 млн т) и играют решающую роль в формировании международных грузопотоков. Учитывая, что все эти порты стали фактическими ППК, получается, что в них создается причинно-следственный круг с положительной обратной связью, вызывающий повышение производительности.

Всё это способствует промышленному комплексообразованию в портовых городах и притоку крупных инвестиций - одному из основных источников развития ППК. В середине 1970-х гг. американские инвестиции в Великобритании составили около 10 млрд долл. и были направлены в отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей. Так, автоконцерну General Motors принадлежит завод Vauxhall в г. Элсмир Порт и г. Лутон. В данном случае развитие портовых зон было связано с востребованностью продукции существующих отраслей страны.

В условиях глобализации компании мирового класса стремятся ускорить поставки продукции или услуг заказчику, поэтому ТНК заинтересованы в расположении своих производств рядом с мировыми транспортными путями, в первую очередь - с морскими.

В процессе развития мирового фрахтового рынка происходит усложнение функций самих портов и усиление процесса формирования прибрежных зон, в том числе и ППК. По мере увеличения доли внутрикорпорационных перевозок морской транспорт становится «производственным» транспортом ТНК. Через свои судоходные филиалы ТНК контролируют 60 % перевозок нефти, 42 % - нефтепродуктов, 50 % - бокситов, 43 % - глинозема, 5 5 % - железной руды. Крупнейшими судовладельцами являются нефтяные корпорации «Эксон», «Сокал», «Галф ойл», «Мобил ойл», «Бритиш петролеум», металлургические корпорации «Юнайтед Стейтс стил», «Бетлехем стил корпорейшен» и др.

Взаимосвязанное развитие разных видов транспорта и отраслей промышленности в портовых центрах протекает стремительно и многообразно, где на территории других стран ТНК создают не только производственные предприятия, но и научно-исследовательские центры, отделы сбыта и маркетинга, привлекают к руководству представителей разных стран. Так, в ППК Роттердам из 100 наиболее крупных европейских фирм действует - 31 германская, 24 - французских, 17 - британских, а также итальянские, швейцарские и голландские. В порту Роттердама работают торговые представители большинства стран мира, работники логистических комплексов глобальных корпораций, российских бункеровщиков. Всё это обеспечивает зону трудовыми, инвестиционными и другими ресурсами.

Удобное географическое расположение, развитая деловая и транспортная инфраструктура, привлекательное инвестиционное законодательство, поддержка приходящего в страну иностранного малого и среднего бизнеса способствуют накоплению прямых иностранных инвестиций - около 35, 5 тыс. долл. на душу населения в 2010 г., что является вторым по значению среди крупных ППК мира после Сингапура.

В 2006 г. иностранные компании в Нидерландах начали 113 инвестиционных проектов, что привело к созданию 2,5 тыс. дополнительных рабочих мест в экономике страны. Более 50 % новых проектов реализовали компании из Азии, а также растущие экономики Китая, Индии и Малайзии, становящиеся более значимыми источниками иностранных инвестиций. Крупными инвесторами в Нидерландах остаются ТНК из США и Канады, причём с увеличением объема инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, достигшие 9 % от всех иностранных инвестиционных проектов.

Ресурсная и инвестиционная обеспеченность приморских зон позволяет производить и экспортировать продукцию. Товарная структура экспорта Нидерландов остается практически неизменной: 80 % экспорта составляет продукция материального производства: промышленное и транспортное оборудование, продукция химической промышленности и сельского хозяйства, металлы и энергоносители. Почти треть общего объема экспорта приходится на машины и транспортное оборудование. Важнейшими регионами сбыта для Нидерландов являются Германия, Франция, Бельгия, Великобритания и США.

Увеличение инвестиционных потоков в ППК связано с возникновением новой отрасли промышленности. Так, вслед за строительством нефтеперерабатывающих заводов и на их основе в середине XX в. возникла новая отрасль химической промышленности - нефтехимия. Процесс концентрации промышленного производства Великобритании привел к созданию в новых отраслях крупнейших объединений промышленников. Одно из крупных - ТНК «Империал кемикал индастриз» («ИКИ») - выпускает 90 % всей химической продукции, владеет нефтехимическим центром и 15 крупными научно-исследовательскими центрами.

В 2010 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Великобритании достиг отметки в 250 млрд. фунтов стерлингов, из которых большую часть составляли инвестиции из США и Европы.

Франция занимает третье место в мире, после США и Великобритании, по привлечению иностранных инвестиций. Около 3 тыс. предприятий во Франции, контролируются иностранным капиталом, главным образом из США, Германии, Швейцарии и Соединенного Королевства, обеспечивают 28 % общего объема производства, 24 % рабочих мест. По объему международных инвестиционных проектов в области НИОКР, логистики, промышленных и "зеленых" технологий Франция в 2009 г. заняла второе место в Европе.

На фоне мировых тенденций в России относительно велика доля туристических и мала доля промышленных зон. Отсутствие высокоорганизованных зон (дефицит информационных каналов, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) препятствует концентрации на территории России высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, и т. д. Поэтому для России избран путь развитых стран с упором на ведущую роль отечественного капитала и с нацеленностью на развитие отдельных территорий и отраслей.

Обобщая исследования ППЦ как одного из видов зон, можно сделать вывод, что сращивание акваториальных хозяйственных структур с береговыми и даже внутриконтинентальными происходит под влиянием природных, экономических и геополитических факторов: характер общественно-экономической, транспортной системы страны, степень развития производительных сил, экономико-географическое положение страны, степень вовлеченности её в международное разделение труда и природные условия.

Искать на сайте

Забавное фото

1311861791_noch-009.jpeg
Яндекс.Метрика