Цели, принципы и функции региональной экономики

Ключевые слова: цели, принципы, функции, региональной, экономики

Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике.

Понимание ее сущности следует искать в значении слова «регион» (лат. regio — страна, область), которое трактуется как крупная инди­видуальная территориальнаяединица (природная, экономическая, политическая и т. д.).

Территориальное развитие для России всегда имело большое значение. Недаром М.В. Ломоносов пророчески заметил: «Рос­сийское могущество прирастать будет Сибирью и Северным оке­аном».

Исследования по экономике отдельных районов пелись в России уже в XIX в. В СССР они начались в 20-е гг., наибольшее развитие получили в начале 60-х в связи с появлением территори­ального планирования. В это же время академиком И.И. Некрасо­вым было введено в научный оборот понятие науки о регионе.

Однако к середине 70-х гг. общепринятого понимания ее пред­мета еще не сложилось.

Одни исследователи (например, И.И. Некрасов) считали, что региональная экономика изучает экономические и социальные факторы, влияющие на рациональное размещение и развитие про­изводительных сил.

Другие (например, А.Е. Пробе) полагали, что региональная экономика представляет собой часть экономической географии.

Третьи (например, В.Ф. Павленко) в предмет региональной экономики не включали проблемы размещения производительных сил, а рассматривали ее как аналог отраслевых экономик (сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи и т. д.).

В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКО­НОМИКА - ЭТО ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА. ОНА ИССЛЕДУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЫНОЧНЫМ РАЗВИТИЕМ ХОЗЯЙСТВА ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ И ИХ ВКЛЮЧЕНИЕМ В ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

В разные периоды российской истории по отношению к ре­гионам доминировал какой-либо из двух подходов.

Одинпризывал к концентрации производства, монополиза­ции экономики, к росту значения городов, к усилению центральной власти.

Второйк усилению самостоятельности регионов, повыше­нию роли и престижа сельской жизни, к ослаблению центральной власти.

Исторически в России превалировала тенденция к центра­лизации. Сейчас в территориальном развитии растет значение децентрализованной группы приоритетов, а регион становится главным субъектом экономических и политических отношений.

Это обстоятельство обязывает исследователей, с одной сто­роны, определить общие черты, присущие всем регионам страны, с другой — выявить специфику каждого из них и на базе полученных результатов выработать конкретную программу по их дальнейшему комплексному развитию.

Кначалу реформирования российские регионы имели общие черты, которые явились следствием региональной политики, прово­димой в советское время.

К ним относятся:

• узкая специализация регионов с доминированием какого-ли­бо одного комплекса: рыбопромышленного, мясо-молочного, военно-промышленного и т. д.;

• дальние экономические связи между поставщиками и потре­бителями;

• существование «закрытых» городов и критическое состояние малых городов;

• хронически низкая продуктивность сельского хозяйства.
Нынешнее состояние регионов тоже отмечено общими признаками. Но на этот раз они вызваны иными причинами, рожденными
переходом к рынку.
Важнейшими из них являются:

• разрыв сложившихся экономических связей между бывшими республиками;

• появление на внутреннем рынке внешнего конкурента;

• слабость позиций внутреннего производителя в конкурентной борьбе с иностранными;

• инфляция и расстройство прежней денежно-кредитной сис­темы;

• кризис неплатежей (в том числе заработной платы) и др.

Вместе с тем кризисные явления имеют значительные регио­нальные особенности. Так, основным центром деловой активности является Москва. С отрывом от нее идут Санкт-Петербург, Урал и Западная Сибирь. Еле заметно значение Центра и Поволжья, и уже почти неразличимы все остальные районы.

Пребывание российских областей в 1990-е гг. в кризисном состоянии способствовало появлению в научном обороте нового термина «проблемные регионы».

Основными типами проблемных регионов являются: слабораз­витые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.

К СЛАБОРАЗВИТЫМ относятся регионы, которые хрони­чески отстают от среднероссийского уровня экономического и социального развития. В эту группу входит большинство регио­нов Северного Кавказа, Марий Эл, Алтай, Тува, ряд областей Европейской части России.

Причина их слабости кроется в недостаточном производствен­ном и финансовом потенциале.

ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ — это территории, облада­ющие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением произ­водства, реальных доходов населения и ростом безработицы.

Чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК, по­терявшие государственный заказ. В эту группу входят наиболее индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского экономических регионов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ считаются регионы, за­грязненные радиоактивными и другими техногенными отходами. К ним относятся Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье Каспийского моря и др.

В ОДНУ ГРУППУ С ПРИГРАНИЧНЫМИ РЕГИОНАМИ входят зоны межэтнических конфликтов (Северный Кавказ) и повышенного политического риска (Калининградская обл., Приморский край).

Огромные различия российских регионов предопределили необхо­димость принятия Правительственной программы по их реформи­рованию. В ней сделана попытка объединить интересы федерализма и регионализма.

ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ объединены в че­тыре группы.

Социальные задачи:

• обеспечение минимально достаточных условий жизни насе­ления всех регионов;

• возрождение деревни и малых городов;

• удержание безработицы в приемлемых рамках;

• упорядочение миграции населения, включение беженцев и бывших военнослужащих в хозяйственную жизнь.

Экономические задачи:

• содействие эффективной специализации регионов;

• участие в хозяйственном освоении новых регионов;

• преодоление распада межрегиональных хозяйственных свя­зей;

• поддержка структурных прогрессивных преобразований в ста­ропромышленных районах;

• преодоление кризиса в депрессивных регионах.

Экологические задачи:

• устранение кризисных ситуаций в районах с чрезмерными нагрузками на природную среду;

• ликвидация последствий экологических катастроф.

Задачи в области национальных и межэтнических отношений:

• содействие решению проблем русскоязычного населения в странах зарубежья;

• содействие традиционным формам хозяйствования малочис­ленных народов;

• условий для урегулирования разного рода фликтов.

Для УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗ­МА принимаются меры по обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и свободы экономической деятельности. Все они направлены на формирование и укрепление единого экономического пространства на территории Российской Федерации.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по экономической теории Цели, принципы и функции региональной экономики