Понятие, структура, состояние государственного бюджета. Дефицит бюджета и государственный долг

Ключевые слова: понятие, структура, состояние, государственного, бюджета, дефицит, долг

Государственный бюджет является ведущим звеном государ­ственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

БЮДЖЕТ — это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета:

• налог на прибыль предприятий;

• налог на добавленную стоимость;

• налог на доходы физических лиц;

• местные налоги;

• доходы от внешнеэкономической деятельности,

• рентные платежи;

• неналоговые доходы и др.

Расходные статьи бюджета:

• финансирование экономики;

• социально-культурные программы;

• НИОК- и НТ-программы;

• оборона;

• управление;

• целевые программы;

• кредиты и помощь другим государствам.

Различают два состояния госбюджета.

НОРМАЛЬНОЕ, если расходная часть госбюджета равна до­ходной.

ДЕФИЦИТНОЕ, если расходы превышают доходы.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политики.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Переход от финансирования к кредитованию.

2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

3. Снижение расходов на управление государством.

4. Изменение системы налогообложения.

5. Повышение роли местных бюджетов.

Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫ­ТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесто­чение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфля­цию.

Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако по­литика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к ре­шению проблемы бюджетного дефицита.

ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРО­ВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. На­пример, экономика испытывает длительную безработицу, зна­чит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вто­рых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, ис­пользовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повы­шенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать соче­тание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не анти­циклическим, а проциклическим.

ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИ­РОВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает рас­ходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Воз­никшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.

ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а эконо­мики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономи­ческую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — ЭТО СУММА НАКОПЛЕН­НЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТ­НЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг — это долг иностранным госу­дарствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и переклады­вает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.

Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социаль­ных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой актив­ности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по экономической теории Понятие, структура, состояние государственного бюджета. Дефицит бюджета и государственный долг