Проблемы становления и развития особых (свободных) экономических зон

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ

Шансы на то, что модернизация экономики, в конце концов, вернет Россию в число активных участников мирового рынка высоких технологий, все еще существуют. Но они в значительной степени связаны с проведением политики экономического роста с инновационной направленностью, для чего должна быть сформирована хотя бы среднесрочная стратегическая конкурентная политика с четко определенными приоритетами.

Известно, что кейнсианская теория равновесия, доказавшая исторически свою жизнеспособность, основой экономического развития считает совокупный спрос. Российская экономика подтверждает этот постулат: экономический рост осуществляется за счет постоянно возрастающего спроса на сырьевые ресурсы, что определило их ценовую динамику, на отдельные, прежде всего, продовольственные товары.

Благодаря экспортным доходам и росту налоговых поступлений российские макроэкономические показатели удерживаются на высоком уровне. Россия оказалась в числе пяти стран с наиболее высокими темпами роста в мире за последние шесть лет. В ближайшие годы темпы роста российской экономики составят 4,5-5,7 %. Но с конкурентоспособностью наших товаров, хоть в какой-то степени связанных с новыми технологиями, с ресурсосбережением, дела обстоят плохо, а главное, что до самого последнего времени ничего существенного реально не предпринималось для изменения ситуации.

Между тем, без решения этих проблем, ни устойчивого экономического роста, ни существенного улучшения уровня жизни населения не добьешься. Совершенно необходимо повышать уровень инновационной активности экономики России. Необходимо обеспечить уже в ближайшие годы повышение вклада инновационной компоненты развития уровня не менее 0,95 пунктов роста ВВП (в 2006 г. было 0,6 пунктов), а инвестиционного фактора роста - до 2,2 пунктов роста ВВП.

В последнее время в России начались серьезные позитивные изменения, которые при нарастающем их развитии вполне могут обеспечить устойчивый экономический рост. Речь идет об инновационных проектах, которые смогут обеспечить развитие малого венчурного бизнеса со всеми вытекающими отсюда последствиями: созданием новых рабочих мест, выпуском конкурентоспособной продукции и т. д. Вселяет оптимизм и то, что мы стали использовать мировой опыт по развитию инновационного процесса.

Ни одна страна в мире не может охватить все направления современного инновационного процесса. Поэтому развитие шло так называемым кластерным методом: через создание специализированных зон, сфер, направлений, где происходила концентрация ресурсов на решение каких-то вполне конкретных задач. Создание таких кластеров позволило развитым странам эффективно использовать новый ресурс - сетевую организацию территории. Этот ресурс становится основой конкурентоспособности региона вначале в рамках страны, а затем и в мировой экономике. По данным центра стратегических разработок «Северо-Запад» национальная конкурентоспособность США во многом обеспечивается 24 группами кластеров (318 территориальных кластеров), в Италии - 200 промышленными округами, в Дании - 29 ведущими кластерами и т. д.

Безусловно, в России есть значительные ограничения кластерной политики, так как в результате советской промышленной политики у нас наблюдается отсутствие четко выраженных территориальных кластеров.

В последние годы Россия пытается использовать мировой опыт, что подтверждается вполне конкретными мерами в этом направлении.

Во-первых, в «Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.)» среди приоритетов выделено содействие формированию и развитию региональных и экономических кластеров.

Во-вторых, осуществляется выделение национальных образовательных систем с новыми подходами и в финансировании, и в функционировании (национальные университеты), а также выделение грантов отдельным университетам для реализации, прежде всего, научных идей и разработок.

В-третьих, совершенно четкий кластерный подход отмечен в самой последней новации правительства - выделении территорий с особым экономическим развитием. Принят закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ, в соответствии с которым в России сформировано несколько экономических зон с соответствующим статусом. Статус такой экономической зоны получила и Томская область.

При создании особых экономических зон в России необходимо учитывать опыт развитых стран, например, США и Япония.

Создавая зоны особого экономического режима в России, важно не повторить ошибок предшественников:

• спонтанность возникновения научно-технического парка, как, например, при Стэнфордском университете;

• ориентация создателей парка на быстрое обогащение;

• стимулирование краткосрочной прибыли в ущерб долгосрочному росту;

• чрезмерное разрастание парка в ущерб социальной и природной среде.

При создании технополисов в Японии правительственные программы были направлены на научно-техническое переоснащение, финансирование, налоговые льготы, создание венчурных предприятий. Правительством также учитывались психологические, национальные особенности социума, экология: технополисы должны быть расположены в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями. Если технополис Силиконовой долины вырос на военных заказах, то японские технополисы должны расти, в основном, за счёт государственных вложений по программам в гражданскую науку и производство, чтобы закрепить и увеличить отрыв от США в коммерческих областях.

Либеральная, продуманная политика Японии, носящая общенациональный характер, направленная на модернизацию в сфере малых предприятий, привела к общему экономическому процветанию её экономики. Вся страна превратилась в систему технополисов с необходимой инфраструктурой, новейшей технологией, передовыми информационными и коммуникативными сетями.

Экономическая политика этих высокоразвитых стран может быть примером для инновационно-экономической политики России при создании особых экономических зон.

Но встает проблема: будут ли осуществлены и дадут ли эффект эти меры в России? На наш взгляд, реализация всех направлений по развитию инновационной экономики, в первую очередь, должна осуществляться через испытанные миром конкретные меры и направления, связанные с предоставлением особых льгот и особого финансирования, что и будет рассмотрено ниже на примере Томской области.

Томская область является активным участником данного процесса и участвует если не во всех, то в большинстве национальных проектов. 26 апреля 2006 г. Президентом Российской Федерации была открыта первая в России особая экономическая зона технико-внедренческого типа в г. Томске.

Особая экономическая зона - определяемая Правительством часть территории Российской Федерации, на которой действует особые режимы хозяйствования и технико-внедренческой деятельности.

Под технико-внедренческой деятельностью, в соответствии с законодательством об особых экономических зонах понимается:

1. создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий;

2. создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений;

3. оказание услуг по внедрению и обслуживанию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений.

Основные выгоды и преимущества организаций от участия в работе и взаимодействия с другими субъектами особых экономических зон заключаются как в формировании общеэкономических сравнительных преимуществ, так и в более конкретных направлениях, что в совокупности и должно привести к новому качеству экономического роста данной зоны.

Выделим общеэкономические преимущества ОЭЗ:

• ОЭЗ станут наиболее эффективным инструментом для превращения интеллектуального потенциала в основной ресурс развития, то есть точками роста, которые обеспечат широкомасштабное использование знаний в приоритетных для страны сферах деятельности;

• формирование общехозяйственной инфраструктуры региона, необходимой для существования и развития ОЭЗ, которую также смогут использовать в своих интересах другие институты (дороги, связывающие как с миром, так и внутри особых экономических зон, средства коммуникации, компьютерные сети, спутники, другие современные виды связи и информации и т. д.);

• формирование новой структуры экономики региона, где преобладающую роль будут играть не ресурсы, а технологии;

• разработка новых технологий и новых продуктов, имеющих национальное, а, возможно, и мировое значение;

• получение новых заказов и доходов от коммерциализации своего научного потенциала через коммерческие структуры особой экономической зоны;

• участие в разработке инновационных продуктов и продуктов интеллектуальной собственности, увеличение спроса и заказов на научно-исследовательские разработки;

• обеспечение занятости научно-технического персонала, получение ими дополнительных доходов за счет участия в хоздоговорных работах и производстве интеллектуальной наукоемкой продукции;

 • рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу, что приведет к соответствующей ориентации образовательной системы региона;

• повышение престижности научной деятельности, привлечение в нее молодых кадров за счет развития городской инфраструктуры, адресной поддержки научных сотрудников рядом дополнительных льгот (ипотечное кредитование, специальные гранты и пр.).

Рассмотрим более конкретные направления, имея в виду то обстоятельство, что преимуществами льготного режима осуществления предпринимательской деятельности может воспользоваться не каждый хозяйствующий субъект, а тот, который будет зарегистрирован в качестве резидента особой экономической зоны.

Одним из существенных факторов повышения инвестиционной привлекательности, реализуемых резидентами ОЭЗ проектов, станет использование специального таможенного режима, действующего на её территории - режима свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары, ввозимые резидентом для осуществления технико-внедренческой деятельности, размещаются и используются на территории ОЭЗ без уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС) и без применения в отношении этих товаров запретов и ограничений экономического характера.

Российские товары размещаются и используются на территории ОЭЗ на условиях, применяемых к вывозу товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Наиболее экономически выгодным для резидента ОЭЗ является ввоз технологического оборудования, которое будет использоваться на её территории в течение всего срока действия Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, поскольку после окончания действия Соглашения оборудование перейдет в распоряжение резидента без уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС. С точки зрения таможенных целей данное оборудование будет рассматриваться как выпущенное для свободного обращения.

Создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ осуществляется, в том числе, посредством предоставления резидентам налоговых льгот. Были предприняты шаги как на федеральном уровне - внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, так и на региональном -принято несколько законов Томской области по предоставлению резидентам льгот по налогам, находящимся в ведении субъекта Российской Федерации.

В этих целях:

• резидентам технико-внедренческой зоны снижена налоговая ставка по единому социальному налогу с 26 до 14 % при налоговой базе на доходы физических лиц нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. р.

• при исчислении налога на прибыль организации, имеющие статус резидента, учитывают расходы на научные исследования и опытно-конструкторские работы (в том числе, не давшие положительного результата) в налоговом периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Кроме этого, установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций-резидентов особой экономической зоны в части, зачисляемой в бюджет Томской области, в размере 13,5 % сроком на 10 лет.

• для резидентов предусмотрено освобождение от налога на имущество организации в течение 10 лет с момента постановки данного имущества на учет организации-резидента.

• резиденты освобождены от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, а также от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет.

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые предоставляются резиденту ОЭЗ. Например, гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 38 Федерального закона 116-ФЗ), означающая, что законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Федерации о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ (за исключением законодательства РФ о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров), не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Данная норма способствует созданию оптимального инвестиционного климата на территории особой экономической зоны.

Снижение затрат предприятий - резидентов ОЭЗ на аренду земельных участков, офисных и технологических помещений за счет установленных льготных ставок арендных платежей будет способствовать повышению экономической эффективности проектов, реализуемых на территории ОЭЗ.

Очень важным фактором для создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ станет формирование особого административного режима управления ОЭЗ, элементами которой станут системы:

• предоставления государственных услуг по принципу «одного окна», включающая в себя все сферы деятельности резидентов особой экономической зоны - заключение Соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, заключение договоров аренды земельных участков и объектов недвижимости, получение разного рода разрешений и согласований, в том числе, разрешений на строительство, оформление документов на въезд/выезд иностранных граждан;

 • электронного документооборота, которая позволит органам управления ОЭЗ, другим государственным органам исполнительной власти, резидентам ОЭЗ, финансовым, сервисным, консалтинговым и другим компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории технико-внедренческой зоны, в оптимальные сроки обеспечить эффективное взаимодействие программирования, информационно-коммуникационных технологий, системных администраторов.

Формирование и развитие особой экономической зоны может реализовываться только в том случае, если оно будет подкреплено соответствующим финансированием. Финансовые учреждения относительно инновационных проектов зачастую не могут применять стандартные подходы, эффективные при вложении средств в традиционные отрасли экономики. Экономический эффект НИОКР и инноваций обычно достигается с существенно большими временными лагами.

Так как финансирование части программ в особой экономической зоне будет осуществляться с привлечением средств Всемирного банка, возможно, появятся узкоориентированные финансовые структуры, которые будут контролировать процесс кредитования резидентов. Соответственно, возрастет потребность в высококвалифицированных финансовых работниках.

Развитие информационного сектора отечественной экономики приведет к укреплению и дальнейшему прогрессу консалтингового комплекса финансовых услуг. Среди них - информационно-консультационные и юридические услуги, оценочный бизнес, аудиторские услуги. Справедливо ожидать, что многие лизинговые компании найдут клиентов среди резидентов ОЭЗ, а специалисты в области лизинга - новые рабочие места.

Финансовые услуги, имеющие консалтинговую направленность, уже сейчас будут востребованы в ОЭЗ - при подготовке бизнес-планов создаваемых предприятий, налоговом планировании их деятельности, изучении экономического пространства и его новых правовых категорий, постановке и автоматизации всех видов учета и т. д.

Для решения проблем коммерциализации результатов научных исследований необходимо развитие системы подготовки менеджеров международного уровня для инновационной деятельности.

В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов в проекты резидентов ОЭЗ разрабатывается механизм взаимодействия с различными финансовыми структурами: фондами, банками, венчурными компаниями. Первым результатом такого взаимодействия стало Соглашение, заключенное между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере о льготной процедуре выделения средств для финансирования проектов резидентов ОЭЗ.

В последние годы широкое распространение получил подход, согласно которому сложившиеся системы финансирования надо дополнять институтами венчурных фондов, специально ориентированных на вложения в молодые инновационные компании. Можно надеяться, что активную роль в финансировании проектов резидентов ОЭЗ будет играть Проект «Томский венчур».

В мае 2006 г. управляющая компания «Мономах» стала победителем конкурса по созданию закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ), проводившегося совместно Министерством экономического развития России и администрацией Томской области. Средства ЗПИФ будут направлены на инвестирование венчурных проектов, которые реализуются в форме малых предприятий, зарегистрированных на территории Томской области и осуществляющих свою деятельность в научно-технической сфере. Фонд начнет деятельность в IV квартале 2006 г., предполагаемый срок работы фонда - 7 лет. Активы фонда на этапе формирования составят 120 млн руб., причем половина этой суммы поступит из бюджетных средств и столько же - от частных инвесторов. Бюджетная часть, состоящая в равных долях из средств федерального и областного бюджетов, будет направлена в ЗПИФ некоммерческой организацией «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области».

Согласно условиям конкурса предусматривается возможность выкупа частными инвесторами государственной доли паев ЗПИФ по первоначальной стоимости с учетом инфляции, что дополнительно увеличивает потенциал доходности для частных инвесторов.

В ускорении развития инновационной направленности экономического роста заинтересованы государственная власть, частный бизнес, научное сообщество и население. На данном этапе основная роль принадлежит государству и от того, как оно обеспечит законодательную основу и осуществит финансовую поддержку, в значительной мере зависит не только судьба особых экономических зон, но и судьба страны в целом. В этом направлении нет необходимости искать какие-то свои методы и механизмы, обеспечивающие развитие ОЭЗ, они давно известны и с успехом используются мировой практикой. Наиболее важные из них:

• упрощенная процедура регистрации фирм, имеющих возможности работать в рамках особой экономической зоны. Это достигается за счет минимизации количества документов и информации, предоставляемой в государственные органы для регистрации компании. В мире уже довольно широко используются возможности регистрировать такие фирмы и при помощи современных средств связи и сети Интернет, что еще более упрощает регистрационные процедуры. Поэтому весь процесс регистрации может занимать от 2 ч до 3-х недель, что совершенно недоступно нашим организациям;

• четко установленные требования к размеру уставного капитала организации, желающей работать в рамках особой экономической зоны. В большинстве стран мира принята английская система права, где понятие уставного капитала означает сумму, на которую компании разрешается выпустить свои акции. Минимально возможный размер разрешенного к выпуску капитала зависит от организационной формы учреждаемой организации и от самой ОЭЗ (чем лучше имидж зоны, тем жестче требования, предъявляемые к минимальному капиталу фирмы). Мировая практика здесь разнообразна, но единство в том, что размеры такого капитала, как правило, небольшие, а у организаций, зарегистрированных в форме товариществ, формирование уставного капитала, как правило, часто не предусматривается. Для примера - в США эта минимально оплаченная сумма устанавливается, на чисто символическом уровне (от 1 до 10$), и исключением являются лишь требования к банкам и страховым компаниям;

• конфиденциальность и защищенность различного рода тайн, которые имеют фирмы, работающие в рамках особой экономической зоны. Гарантом конфиденциальности являются непосредственные законы, предполагающие суровое наказание за разглашение сведений, вплоть до уголовного. Это понятно, если учитывать, с какой продукцией входят фирмы на этот рынок. У нас такая защита фактически отсутствует. Необходимо иметь в виду одно важное обстоятельство, которое, возможно, в данный момент и не имеет существенного значения для России, но по мере развития ОЭЗ будет возрастать. Речь идет о том, что такие зоны могут быть использованы и используются теневыми и даже мафиозными структурами. Поэтому, начиная, примерно, с 2000 г. во многих странах происходит ужесточение контроля со стороны государства, тем более что этот процесс взят под контроль международными организациями;

• предоставление финансовой отчетности по мировым, но упрощенным стандартам. В разных ОЭЗ требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, правилам аудита, финансовой отчетности и т. д. довольно существенно различаются. Но, как правило, эти процедуры упрощены, а в целом ряде особых экономических зон организации не обязаны предоставлять свою бухгалтерскую отчетность налоговым или другим государственным органам. Вся отчетность и декларирование результатов деятельности заменены единственным фиксированным сбором, взимаемым ежегодно;

• немаловажное значение, особенно для привлечения в ОЭЗ иностранных фирм, имеет и формирование правил международного обмена. Здесь льготный режим налогообложения часто дополняется лояльным валютным законодательством, отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей;

• важным фактором является как экономическая, так и политическая стабильность в стране, в рамках которой только и могут успешно развиваться ОЭЗ.

Совокупность этих факторов, а именно их недостаточная юридическая разработка, отсутствие финансовой поддержки, стремление найти свой особый путь в этом направлении, определили то, что из утвержденных в 90-х гг. прошлого века 11 предпринимательских зон в России фактически получила развитие и довольно успешно функционирует до сих пор только одна: ОЭЗ Калининградской области «Янтарь».

Чтобы предпринятые в самые последние годы меры российского государства по развитию особых экономических зон в самых разных формах не повторили печальную участь предшествующих времен, необходима дальнейшая очень серьезная работа по ... читать далее ...

Искать на сайте

Забавное фото

09_pinguins.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика