Совместные свободные экономические зоны в российско-китайском сотрудничестве

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах, Россия, Китай, сотрудничество

Китайская практика функционирования свободных экономических зон признана одной из наиболее успешных в мире. По официальным данным, в стране насчитывается 1592 СЭЗ на государственном (246 зон) и муниципальном уровне (1346). СЭЗ стали важным фактором проведения политики «открытых дверей», рыночных реформ в национальной экономике в качестве полигонов апробирования.

В 2008 г. совокупный объем валовой продукции всех китайских СЭЗ государственного уровня достиг 1,5 трлн долл., или 5% ВВП страны. Велика роль СЭЗ во внешнеэкономических связях Китая: на их долю приходится 15% внешней торговли, что в абсолютном выражении составляет 330,9 млрд долл., в том числе экспорт из СЭЗ - 178,1 млрд долл., импорт - 152,8 млрд долл.

Совокупный объем иностранных инвестиций, привлеченных в экономику СЭЗ, достиг 17,32 млрд долл., или 1/3 прямых иностранных инвестиций, вложенных в китайскую экономику в 2007 г.

Российская политика зонирования хотя и насчитывает два десятилетия в своем развитии, но отличается непоследовательностью, отсутствием до 2005 г. общей законодательной базы, слабой эффективностью функционирования созданных особых экономических зон, низким уровнем развития инфраструктуры, большими административными формальностями и менее существенным пакетом стимулов для резидентных компаний по сравнению с общемировой практикой.

В 2005 г. в России был принят Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в 2006 г. и 2007 г. в него были внесены дополнения и изменения. Согласно этим законам, в нашей стране продолжается строительство инфраструктурных объектов на территориях двух промышленно-производственных ОЭЗ, четырех технико-внедренческих ОЭЗ, семи туристско-рекреационных ОЭЗ и трех портовых ОЭЗ. Действуют и две ОЭЗ, созданные в 1990-е годы, в Калининградской области и в Магаданской области, которые выведены из под норм Федерального Закона 2005 г.

Отсюда, немалое значение имеет изучение китайского опыта создания свободных экономических зон, в том числе и их формирование на совместной основе как одного из важнейших направлений развития российско-китайского экономического сотрудничества в сферах торговли, инвестиций, науки и технологий, промышленного производства.

Китайская политика зонирования развивается по трем направлениям:

· создание СЭЗ в национальной экономике (которое преобладает),

· формирование СЭЗ в зарубежных странах (новое направление, получившее развитие в последние годы, в частности, вложены китайские инвестиции в совместные СЭЗ на территории России, Пакистана, Казахстана), создано 8 зон подобного рода;

· строительство трансграничных СЭЗ, в том числе в приграничных регионах как зон приграничного экономического сотрудничества, зон приграничной торговли и туризма. Есть и пример участия Китая в многостороннем проекте трансграничной СЭЗ «Туманганская Расширенная Инициатива» по освоению бассейна реки Туманган на Дальнем Востоке и прилегающих территорий КНР, России, КНДР и Монголии.

Зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС) стали создаваться в КНР с 1992 г. Всего функционируют 14 ЗПЭС, в том числе 4 из них на границе с Россией: ЗПЭС Маньчжурия, ЗПЭС Суйфэньхэ, ЗПЭС Хунчунь и ЗПЭС Хэйхэ.

Основные функции таких зон заключаются в стимулировании развития приграничных регионов, содействии развитию приграничной торговле и других взаимных экономических связей между регионами сопредельных стран. Эти зоны действуют на территории КНР, и строго говоря, не являются совместными зонами, хотя и содействуют расширению приграничного экономического сотрудничества.

В 2007 г. совокупный объем внешней торговли четырех зон приграничного экономического сотрудничества, расположенных на границе с Россией, составил 3 980 млн долл., или 1,2% совокупного внешнеторгового оборота всех китайских СЭЗ.

Товарная структура их торговли отражает сложившуюся структуру общегосударственной торговли между нашими странами.

В российском экспорте преобладает сырье и продукция первичной обработки, в том числе необработанная древесина, целлюлоза, химические удобрения, металлы, электроэнергия, а в китайском экспорте в Россию - машины и оборудование, текстильные товары, обувь, одежда и игрушки.

Совместные свободные экономические зоны появились в российско-китайском сотрудничестве в период 2000-х годов и призваны в максимально возможной степени использовать конкурентные преимущества участвующих сторон.

Построено девять китайско-российских СЭЗ на территории КНР, две российско-китайских СЭЗ в России и три трансграничные СЭЗ, которые охватывают участки по обе стороны российско-китайской границы. Схематично совместные СЭЗ представлены на нижеприводимой рисунке 1.

Рис. 1. Совместные СЭЗ в российско-китайском сотрудничестве

Основные виды СЭЗ: торговые зоны, технопарки и промышленные зоны. В общей сложности создано или продолжается строительство 14 совместных СЭЗ, в том числе 5 торговые зоны, 7 технопарков, 1 промышленный парк, 1 зона моста.

Совместные технопарки в экономическом сотрудничестве России и Китая

Важным направлением формирования совместных СЭЗ стали технопарки как один из инструментов инвестиционного и научно-технического российско-китайского сотрудничества.

В 2003 г. было подписано Межправительственное соглашение о создании 6 технопарков: трех технопарков в Китае - в Чанчуне, Даляне и Шанхае (или Шэньяне) и трех технопарков в России - в Новосибирске, Томске и Красноярске (или Иркутске).

На российской территории создан российско-китайский технопарк (РКТ) «Дружба» в Москве, намечено создать РКТ «Дружба» в Екатеринбурге.

На китайской территории функционируют китайско-российский технопарк (КРТ) в Чанчуне (провинция Цзилинь), КРТ в Цюйхуа (провинция Чжэцзян), КРТ в Харбине (провинция Хэйлунцзян), КРТ в Шэньяне (провинция Ляонин), Зона промышленного освоения новых и высоких технологий в Яньтай (провинция Шаньдунь).

Продолжается строительство первой показательной китайско-российской Зоны сельскохозяйственного производства в Муданьцзяне с использованием российских новейших и высоких аграрных технологий, ее продукция будет ориентирована на российский рынок. Вложено 73,12 млн юаней. Планируется формирование шести зон на ее территории: зоны научно-технического освоения, зоны распространения научно-технической информации, зоны переработки сельскохозяйственной продукции с последующим экспортом, зоны демонстрации успехов современного сельского хозяйства, зоны туризма и отдыха, базы переквалификации.

Первым российско-китайским технопарком стал РКТ «Дружба» в Москве, созданный в 2003 г. Он выступает как центр передачи технологий и банк разработок на базе привлечения китайских инвестиций. Его основные функции включают сбор и предоставление информации о предложениях и запросах на производство наукоемкой продукции и готовых технологий; поиск партнеров в целях организации производства высокотехнологичной продукции; оказание консалтинговых услуг. Учредителями технопарка выступают Научный парк Московского энергетического института и корпорация БАДА Харбинского Политехнического института.

Цели технопарка:

- содействие реализации межгосударственной программы российско-китайского научно-технического сотрудничества;

- продвижение на китайский рынок российских завершенных научно-технических раз-работок и на российский рынок - высокотехнологичной продукции китайских предприятий;

- создание совместных предприятий в целях производственного освоения и рыночной реализации результатов НИОКР;

- развитие инфраструктуры и механизмов трансфера технологий и их коммерциализации;

- подготовка и повышение квалификации менеджеров совместных проектов;

- совершенствование нормативно-правовой и информационной базы в области международного трансфера технологий.

Направления деятельности РКТ «Дружба» включают: анализ рынка России и Китая, сбор предложений и запросов на новые технологии; отбор российских научно-технологических разработок, имеющих коммерческий потенциал; формирование совместных партнерств в форме совместных предприятий, совместного проведения НИОКР и лицензирования; оказание услуг по принципу «от контакта до контракта»; содействие в создании совместных высокотехнологичных производств. Реализованы две очереди РКТ, в том числе российско-китайская информационно-маркетинговая магистраль и показательный центр по коммерциализации технологий.

Россия и Китай инвестировали по 1 млн долл. Завершается формирование совместной академии научно-технологических инноваций, призванной активно вовлекать молодежь в российско-китайское научно-техническое сотрудничество. Намечено создать совместный фонд с государственным участием для финансирования совместных проектов, а также организовать ряд совместных производств.

Ввод первой очереди РКТ в 2005 г. столкнулся с большими проблемами, в том числе с нехваткой финансирования, высокими издержками для российской стороны создания совместных производств, отсутствием государственного содействия, высоким риском реализации высокотехнологичных проектов коммерческого характера, незавершенностью российских технологий по их использованию в процессе производства; нехваткой соответствующего опыта; незнанием партнеров, отсутствием механизмов страхования рисков.

Главным результатом ввода первой очереди РКТ «Дружба» стало формирование совместной информационно-маркетинговой магистрали. Ее суть состоит в следующем. Российская сторона обладает крупным и развитым научно-технологическим потенциалом, осуществляет поиск партнеров и делает предложения по коммерциализации НИОКР китайскому партнеру.

В свою очередь, Китай является крупным рынком сбыта продукции соответствующих разработок и технологий. Российско-китайский технопарк «Дружба», расположенный в Москве, имеет отделение в Харбине. Модель информационно-маркетинговой магистрали представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2. Российско-китайская информационно-маркетинговая магистраль

 

В течение 2006-2008 гг. создавалась вторая очередь РКТ, в том числе показательный центр по коммерциализации технологий, началась реализация крупных научных проектов. В качестве ресурсов для продвижения технологий используется механизм совместных партнерств, включающий совместные предприятия, совместное проведение НИОКР и лицензирование.

Финансирование деятельности РКТ сначала проводили Московский государственный энергетический университет, Харбинский политехнический институт, правительства России и Китая, а после достижения стабильности технопарк работает как самостоятельная коммерческая организация. По мнению бывшего заместителя Председателя правительства РФ В.Зубкова, спрос на услуги РКТ растет, что отражает тенденции развития рынка, предъявляющего повышенный спрос на наукоемкую продукцию и результаты интеллектуальной деятельности.

РКТ «Дружба» не является единственным примером российско-китайского сотрудничества в форме технопарков. Намечено построить еще один российско-китайский технопарк «Дружба» в Екатеринбурге для реализации проектов в России. Для реализации этого проекта сформирована хорошая база - между Китаем и Средним Уралом реализуется более 170 совместных научно-технических проектов по разработке фундаментальных и прикладных разработок в сферах биотехнологии, микробиологии, атомной физики, физики высоких энергий, химии и нефтехимии, новых материалов, электроники, спутниковой связи, информатики, агротехнологий.

Совместные технопарки созданы или продолжают создаваться и на территории Китая. Сейчас их шесть.

В 2001 г. создан Цюйхуаский технопарк в провинции Чжэцзян как первый в Китае китайско-российский технопарк. Он включен в состав Зоны высоких технологий Цюйчжоу и призван содействовать развитию инновационных связей между нашими странами, главным образом, в сфере прикладной химии. В том числе в технопарке работают два российско-китайских совместных предприятия: СП Цзюйсин по производству искусственных кристаллов, и СП Цзюйшен по производству фторопластов, учредителями которых являются Санкт-Петербургский Научный центр «Прикладная химия» и компания Цзюйхуа. Основные направления деятельности китайско-российского технопарка Цюйхуа включают: реализацию взаимовыгодных проектов в сотрудничестве с РФ и странами СНГ в сферах новых материалов, энергетики, лазерной техники, фото-электроники, технологий сельского хозяйства и биологии, информационных технологий.

Другой китайско-российский технопарк построен в Чанчуне (провинция Цзилинь) в 2006 г. как парк индустриализации высоких и новейших технологий. Его цель состоит в развитии фундаментальных и прикладных исследований по разработке высоких технологий. Учредителями стали правительство провинции Цзилинь, Академия наук КНР с китайской стороны, и Администрация Новосибирской области, Сибирское отделение РАН с российской стороны. Достаточно активное участие в его работе принимают компании Украины и Беларуси. Приоритетные направления деятельности технопарка - развитие лазерных и фармацевтических технологий.

Парк занимает территорию площадью в 70 000 кв. м в Зоне развития высоких и новейших технологий Чанчунь. Зона Чанчунь имеет общую территорию в 19,11 кв. км и функционирует с 1991 г. Отраслевая структура ее экономики представлена автомобилестроением, фотоэлектроникой, биофармацевтикой, информационными технологиями и новыми материалами, которые образуют промышленные кластеры. Совокупный объем промышленного производства продукции с добавленной стоимостью Зоны развития высоких и новейших технологий Чанчунь равен 38,8 млрд юаней (или в долларовом выражении 5,2 млрд долл.) в 2007 г. Крупнейшими зарубежными инвесторами выступают ТНК Henkel, Siemens, Tokico. Количество резидентных компаний превышает 700, в том числе 270 компаний занято в ИТ-отрасли, 160 - в автомобилестроении, 160 - в фотоэлектронике, 110 - в фармацевтике.

С 2000 г. в китайской провинции Шаньдун функционирует первая российско-китайская показательная база промышленного освоения новых и высоких технологий Яньтай. База призвана содействовать коммерциализации российских НИОКР в области высоких и новых технологий и продвижению их на рынки Китая, России и зарубежных стран. Ее модель основана на принципе взаимодополняемости: сочетании российского технологичного потенциала и успешной китайской практики по коммерциализации научно-технологичной продукции.

В специальной Программе по развитию китайско-российской базы освоения новых и высоких технологий в провинции Шаньдун предусмотрены такие меры стимулирования резидентных компаний, как: (1) дополнительные налоговые стимулы; (2) создание новой и модернизация действующей инновационной и прочей инфраструктуры; (3) образование фонда страхования инвестиционных рисков; (4) создание информационно-маркетинговой сети в Китае в целях повышения уровня информированности и прозрачности о предлагаемых проектах и научных разработках; (5) строительство выставочного помещения российских новых и высоких технологий на постоянно действующей основе.

База промышленного освоения в Яньтай занимает территорию в 500 тыс.кв.км, включая 200 тыс.кв. км, которые отведены под инкубаторно-промышленный участок, и 300 тыс. кв. км, отведенных под бытовые цели. Согласно данным, создано 2 совместных предприятия, 302 технологии переданы в Китай, 35 технологий нашли интерес у китайских компаний, китайские компании сделали 84 запроса на технологии и 63 технологии были найдены. Также специалисты Яньтайской базы сформировали 50 пар совместных партнерств по принципу «заказчик - разработчик», организовывали визиты китайских делегаций в Россию с посещением конкретных российских предприятий и компаний, отбором разработок для дальнейшей проработки. Совокупный объем производимой промышленной продукции в китайско-российских технопарках Цюйхуа и Яньтай составляет 40 млн.долл. в среднем ежегодно.

Показательная база сотрудничества входит в состав Зоны экономического и технологического развития Яньтай, которая является одной из пяти официально утвержденных китайских СЭЗ открытого типа, призванных содействовать расширению сотрудничества со странами Форума АТЭС. Территория зоны составляет 228 кв.км, численность населения - 360 тыс. человек. По объему ВВП зона занимает 8-е место среди китайских зон. В 2008 г. совокупный ВВП зоны Яньтай достиг 65 млрд юаней, внешнеторговый оборот - 23,5 млрд долл. Экономика зоны отличается активным инвестированием со стороны компаний из 43 зарубежных стран. Из числа крупнейших ТНК, инвестирующих в Яньтай, более 40 компаний входят в список Fortune 500, в том числе корпорации General Motors, Henkel, Hyundai, LG, Daewoo, Noyota Tsusho, Asahi Kasei. Перечисленные и другие ТНК осуществляют производство автомобилей и запасных частей к ним, экскаваторов и инструментов, мобильных телефонов, кондиционеров и другие всемирно известные брэнды.

Создан инкубатор высоких технологий в Шэньяне (провинция Ляонин) в 2006г. Приоритетные направления его деятельности - развитие аграрных технологий, технологий новых материалов, лазерных технологий, космических и авиационных технологий. Запланировано освоить 200 тыс. кв. км офисных и производственных помещений. КНР планировало инвестировать 1 млрд юаней (121 млн долл.) в технопарк, в производство которого внедряются российские технологии. В рамках технопарка намечено построить российско-китайский центр науки и техники.

В Харбине создан китайско-российский технопарк, действует китайско-российский центр сотрудничества в сфере судовой и морской техники при Харбинском политехническом институте.

Как записано в Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы, на перспективу намечено создать следующие зоны по развитию научно-технического сотрудничества:

1. Зону в рамках российско-китайского парка по внедрению информационных технологий во Владивостоке по модели «один парк - три зоны»;

2. Российско-китайскую инновационную экспериментальную площадку «Техноград» в Партизанске;

3. Российско-китайский центр передачи аграрных технологий в Амурской области;

4. Китайско-российские парки по внедрению информационных технологий в Харбине и Муданьцзине по модели «один парк - три зоны»;

5. Парк российско-китайского научного сотрудничества в Чанчуне;

6. Китайско-российский парк научно-технического сотрудничества в Ляонине;

7. Китайско-российский парк по внедрению высоких и инновационных технологий в Даляне.

В целом, использование технологического, финансового, производственного, ресурсного и людского потенциала российско-китайских технопарков в плане совместных разработок НИОКР и их коммерциализации как в уже функционирующих парках, так и в тех, которые находятся в стадии становления, может позволить изменить товарную структуру экспорта российской продукции в Китай, которая представлена в основном сырьевой продукцией, и повысить долю высокотехнологичной продукции в российском экспорте (начиная с 1990-х годов, она постоянно снижается, вследствие ухудшения ситуации в российской науке и технике).

Прочие виды совместных СЭЗ в российско-китайских экономических связях

Помимо технопарков созданы совместные торговые зоны и совместные промышленно-производственные зоны как на территории России или Китая, так и зоны, охватывающие сопредельные территории РФ и КНР.

С 2007 г. продолжается строительство в Уссурийске российско-китайской торгово-экономической зоны на территории в 2,28 кв. км и объемом вложенных инвестиций в 250 млн долл. Намечено построить зону в течение 5 лет и организовать на ее территории производство и торговлю бытовой электроникой, продукцией деревообработки, одеждой и обувью, кожгалантерейной продукцией.

Уссурийская торгово-экономическая зона - первая в истории российско-китайских отношений совместная торговая свободная экономическая зона, создаваемая на территории России. По оценкам, китайские инвесторы вложили 290 млн. юаней в строительство физической инфраструктуры зоны (здания предприятий и объекты коммунального обслуживания совокупной площадью в 110 тыс.кв. км). Параллельно строительству инфраструктуры около 20 компаний уже производят и ведут торговлю бытовой техникой, электротехникой, продукцией информационных технологий, продукцией легкой и швейной промышленности, обувной, деревообрабатывающей и электромеханической отраслей.

По оценкам, объем производства и сбыта торгово-экономической зоны будет составлять 24,8 млрд юаней, годовая прибыль - 3,2 млрд юаней, будет создано 1200 новых рабочих мест для российских граждан (в документах записано, что доля российских граждан должна составлять не менее 20% в резидентных предприятиях и компаниях).

На территории Китая функционирует китайско-российская Зона внутренней торговли и туризма Маньчжурия. Она была создана в 1996 г. и занимает территорию в 17,1 кв. км на двух участках - Маньчжурии со стороны Китая и Забайкальска со стороны России. Зона имеет комплексный характер, в ее состав входят торговая зона, зона развития туризма, промышленный парк и экспортно-производственная зона. Контрольно-пропускной пункт Маньчжурия на китайско-российской границе является самым крупным железнодорожным пограничным переходом. Установлен безвизовый режим пересечения границы для российских граждан, прибывающих на территорию зоны на краткий срок. Основу взаимной торговли составляют одежда и обувь, товары широкого потребления, игрушки, бытовые электроприборы.

Планируется увеличить объем внешнеторговых перевозок через зону Маньчжурия до 26,63 млн тонн в среднем ежегодно. Данная задача требует ускорить строительство объектов транспортной и логистической инфраструктуры, расширить пропускную способность пункта пересечения границы.

Основные проблемы функционирования зоны Маньчжурия связаны с невысоким уровнем развития инфраструктуры (район Внутренняя Монголия, к которой территориально отнесена Маньчжурия, является одним из слаборазвитых регионов КНР), невысоким объемом торговли с РФ, низким объемом вложенных инвестиций, таможенными и пограничными формальностями.

Трансграничной торговой СЭЗ является торговый комплекс Суйфэньхэ-Пограничный, который охватывает территорию Пограничного площадью в 3 кв. км и территорию Суйфэньхэ площадью в 1,53 кв. км Соглашение о его строительстве было подписано в 2002 г. народным правительством провинции Хэйлунцзян (КНР) и администрацией Приморского края (РФ). Комплекс был введен в эксплуатацию в 2006 г., отличается многофункциональным характером. Его цели связаны со стимулированием развития приграничной торговли, выставочно-ярмарочной деятельности, складированием и хранением продукции, ее переработкой.

Другими примерами совместных торговых зон являются трансграничная зона приграничной торговли в районе Дуннина и Полтавки, китайско-российская зона приграничной народной торговли «Хуши» в районе Хэйхэ. Разрешен свободный безвизовый въезд на территорию зоны для российских граждан в целях покупок товаров, проживания в гостиницах, покупки или аренды жилья; длительность пребывания в зоне ограничена 30 днями. Началось строительство Центра китайско-российской приграничной торговли на территории одноименной зоны промышленного освоения. По строительство Центра отведена площадь в 266,5 га, объем планируемых капиталовложений - 7 млрд юаней.13

Из числа промышленно-производственных зон создан Российско-Хуньчуньский промышленный парк на территории зоны приграничного экономического сотрудничества Хуньчунь.

В 2005 создана совместная зона строительства Хэйлунцзянского моста через реку Амур в районе Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян, КНР) и Благовещенска (РФ). Данный проект имеет давнюю историю, когда в 1996 г. было подписано Межправительственное соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур. Но из-за финансовых проблем российской стороны так и не было реализовано. Планируется, что Китай вложит в строительство 300 млн юаней.

Строительство автодорожного моста позволит расширить взаимные торговые связи между Хэйхэ и Благовещенском. Он будет находиться в совместной собственности, совместном использовании и управлении России и Китая.

Утверждены проекты формирования новых совместных российско-китайских зон - трансграничной беспошлинной зоны в районе Хунчунь-Хасан, проект которой утвержден в 2008 г.; трансграничной промышленно-производственной зоны Хэйхэ-Благовещенск.

Таким образом, совместные свободные экономические зоны являются одним из важнейших и перспективных направлений российско-китайского экономического сотрудничества. Они созданы как на территории одной из стран-партнеров (России или Китая), так и на сопредельных территориях приграничных регионов РФ и КНР. Совместные российско-китайские СЭЗ различаются как торговые зоны, технопарки и промышленно-производственные зоны. Наблюдается явный акцент на формирование совместных технопарков (с учетом количества созданных и планируемых технопарков). Всего функционирует 14 таких зон, несколько совместных СЭЗ находятся в процессе строительства и запланировано формирование 8 совместных зон согласно Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы. Немалую роль в содействии российско-китайскому сотрудничеству оказывают и китайские зоны приграничного экономического сотрудничества, созданные на китайско-российской границе, - в Хэйхэ, Суйфэньхэ, Маньчжурии и Хунчуне.

Преимущества совместных торговых зон, технопарков и промышленно-производственных зон связаны с их содействием развитию взаимных торговых и экономических связей между Россией и Китаем на межгосударственной основе и на межрегиональном и приграничном уровнях; повышением уровня экономического развития соответствующих регионов; созданием дополнительных рабочих мест; повышением уровня благосостояния населения; содействием коммерциализации научно-технологических и прочих инновационных разработок в рамках технопарков (которые фактически становятся ведущим видом совместных российско-китайских СЭЗ).

Вместе с тем, есть и проблемы объективного и субъективного характера, которые негативно сказываются на функционировании зон, в том числе невысокий уровень развития инфраструктуры, включая транспортные системы, нехватка финансирования, слабость механизмов стимулирования инновационной и прочей деятельности резидентных компаний, высокие издержки и высокий риск реализации технологических проектов, для отдельных СЭЗ - небольшой размер территории, высокие ставки арендной платы, невысокий уровень пограничных инфраструктуры, в том числе недостаточно количество пунктов пересечения российско-китайской границы.

Сдерживающим фактором служит и слабая диверсификация товарной структуры экспорта российских регионов, которая представлена сырьем и продукцией первичной обработки (необработанная древесина, химическое сырье, энергоресурсы, металлы) через совместные зоны и китайские зоны приграничного экономического сотрудничества. Еще одна проблема - миграционная.

Эффективное функционирование китайских СЭЗ, в том числе созданных на российско-китайской границе, свидетельствует о необходимости использования китайского опыта в российской практике приграничного зонирования в отношениях с соседними странами Азии и Европы в целях повышения уровня экономического развития приграничных регионов, модернизации их экономики, диверсификации отраслевой структуры экономики и экспорта, повышения занятости, роста уровня благосостояния населения.

Это особенно важно для регионов Дальнего Востока и Сибири, географически оторванных от центральных районов России.

Искать на сайте

Забавное фото

1311861543_pod_23.jpeg
Яндекс.Метрика